Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
29 культура П Е Р С О Н А – Лидия Васильевна, рас- скажите, как вы пришли к своей профессии. Вы с дет- ства мечтали стать худож- ником? –Я из поколения, которое теперь называют «дети войны». Помню её нача- ло. У нас гостил папин брат Панька. Он только что окончил военное учи- лище, у него был отпуск. Крутит себе колесо, ходит на руках, взбрыкивает од- ним словом. И вдруг… война. Панька натягивает клёши, бескозырку и едет домой. Из их деревни Шелдяково с войны не вернулся ни один мужик… Ещё помню церковь. Сбросить с неё крест не смогли, он так и повис над храмом. Читаю воспоми- нания своих друзей – Юрия Гришко, Петра Дика, Бориса Французова – и вижу, что всё мое по- коление – из-под того полувисевшего креста. После войны воспитывалась в детдоме, и в художественное училище попала случайно. Собиралась поступать в би- блиотечный техникум. Но в детдоме потеряли мои документы. Пока разби- рались, где они, экзамены закончи- лись. А в художественное училище принимали позднее. Директора детдо- ма и училища – здания располагались через дорогу – договорились между со- бой, меня допустили к экзаменам без документов, я поступила, не зная, что меня ждёт. А ждала меня встреча с выдающимся художником Владимиром Яковлеви- чем Юкиным. Благодаря ему я поняла: это – моё. Если бы не случай, работала бы в библиотеке… А ещё мечтала стать писателем. Для меня и в живописи, и в литературе важно не то, ЧТО сказать, а КАК. И до сих пор это остаётся глав- ным. Я верю в предначертанность судеб, а может, если высоким слогом, то и в своё предназначение. Жизнь сама рас- порядится, кому и что нужно. Доку- менты потеряются или ещё что- нибудь произойдёт, но всё сложится так, как должно. Вот ты спрашиваешь, как становятся художниками? Я думаю, избрать про- фессию художника и стать им совер- шенно разные вещи. «Нас всех подсте- регает случай» – это слова одного из моих кумиров Александра Блока. Но к такому случаю надо быть гото- вым. Не каждый, кому падает на голову яблоко, Ньютон. Во Мстёре со мной учился Борис Французов. Поступили все одинаково неподготовленными, нам было по 14-15 лет. Но уже в конце первого курса мы, его однокашники, да и сам он, знали, что Борис – Художник. Я же уверенность в себе почувствовала только после персональной выставки в Московском доме национальностей, когда увидела реакцию непредвзятых зрителей и искусствоведов. – Расскажите про своих учителей. – Учителя? Мстёра – столица иконопи- си. Ещё был жив Иван Александрович Фомичёв, и влияние иконописных тра- диций было сильным. Наверное, отту- да моя любовь к условности изобража- емого. Живопись и рисунок препода- вал совсем ещё молодой Владимир Яковлевич Юкин. С ним общались и дружили всю жизнь. В полиграфиче- ском институте – очень недолгое со- прикосновение с Маем Митуричем, но впечатление сильнейшее. Андрей Гон- чаров вёл с нами очень эмоциональные беседы. Многое дал Дом творчества «Челюскинская», где встреча- лись за работой художники со всей России… А ещё я считаю своими учителями Анри Ма- тисса, Виктора Сорокина, Ва- силияШевченко. Многое про- бую, изучаю просто на ощупь. Я каждый раз отталкиваюсь от композиции цвета и никог- да не знаю, во что это выльет- ся. Мне важно состояние «здесь и сейчас», а задумы- вать и придумывать работу – не моё. – Помимо живописи, вы много лет занимались гобеленами, ткачеством, батиком. Откуда та- кая любовь к рукоделию? – Братья моей мамы хорошо рисовали и, как сейчас гово- рят, были «рукастыми». Оба погибли в первый год Вели- кой Отечественной войны. Одному было 18, второму – 25 лет. Когда я ставлю перед собой новую творческую и техническую за- дачи, то сразу от этого завожусь и на- чинаю думать, как их можно выпол- нить. Много лет подряд после окон- чания художественного училища я работала в конструкторском бюро и, что называется, держала себя в узде – занималась только графикой во всех её проявлениях, включая литогра- фии и офорты. Поступила в полигра- фический, выпускала каталоги и бу- клеты… Период графики завершился случайно. Однажды, намереваясь по- дарить свою работу известной актри- се на юбилей, а графика всегда оформляется под стекло, я нечаянно села на эту работу, и было мне весьма неприятно. Живописью проще зани- маться. По крайней мере безопаснее (улыбается). – Кто для вас авторитеты в живописи? Пока учились, кого копировали? – Я всегда руководствовалась принци- пом: понравилось – и скопируй, но не напрямую, а на уровне внутреннего со- стояния и эмоций. В молодости передо мной стояли репродукции Юкина. В полиграфическом я была под огром- ным влиянием Андрея Гончарова. Он собирал студентов в актовом зале и го- ворил… В моих работах всё это тоже от- разилось. Спустя время… Лидия СКАРГИНА: Когда люди не зациклены на материальном, то им не так уж много и надо… Искусство возникло как некая потребность человека. Добро и зло уравновешены, как свет и тень, так мир устроен. Искусство не имеет никакого отношения к духовности в нашем, русском, понимании № 14 (552), 1 – 7 апреля 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz