Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

33 гид И М Я В И С Т О Р И И № 11 (549), 11 – 17 марта 2019 г. ким прудом густо заросла травой и ку- старником. Под этими зарослями не- возможно было найти остатки фунда- мента барского дома. Дом когда-то окружал сад. И сейчас на опушке леса растут деревья и кустарни- ки. В самом центре поляны стояла оди- нокая яблоня, усыпанная большими красными яблоками. Это дерево, ка- жется, выросшее, семечко от семечка, ещё от тех давних, арсеньевских яблонь, было особенно прекрасно и символично… Недалеко от поляны – руины домовой церкви Казанской иконы Божьей Ма- тери. Рядом – высокий крест, постав- ленный уже в наше время. У его подно- жия – старинная могильная плита. Судя по надписи, под ней покоится дво- юродный брат Марии Михайловны. Лишь это надгробие, честно говоря, и убедило нас окончательно, что мы у цели. Что здесь и впрямь жили когда-то Арсеньевы, бывали неоднократно поэт и его родные. Выбирались мы из этих мест другой, хорошей дорогой, которой нет на кар- тах. Как будто местные жители специ- ально скрывают этот путь – вдруг кто- то снова захочет побеспокоить старин- ные могилы?.. – Во время окончательного монтажа мно- го снятого материала не попадает в фильм. Что на этот раз осталось за кад- ром? – На этот раз у нас не было необходи- мости снимать много лишнего матери- ала. «С запасом» приходится снимать где-нибудь на другом краю земли – на всякий случай, потому что вернуться для досъёмок не получится. И всё же многое осталось за кадром. Но носит эта «закадровая» информация другой характер. Это не то, что «недопоказа- но», а скорее, то, что недосказано. Например, за кадром остались стихи Лермонтова. 26 минут фильма не по- зволили их использовать в том объёме, какого они достойны. Фрагменты сти- хотворений цитируют наши рассказчи- цы – и только. Хотя лермонтовские строки дают очень много для понима- ния того, как поэт любил и ценил отца, как был привязан к нему. Мы надеемся, что наш фильм станет для зрителей стимулом для нового обращения к творчеству Лермонтова, они сами пере- читают эти строки. Во время подготовки сценария, не имея возможности найти прямые ответы на свои вопросы, я пыталась искать «меж- ду строк». В фильме они оказались «между кадров». Например, среди ак- варелей Лермонтова есть две берёзы, растущие на островке, который со всех сторон обнимает река. Эти берёзыЛер- монтов-подросток написал вскоре по- сле того, как увидел в Кропотово ту са- мую, родительскую акварель с берёза- ми, разделёнными ручьём. Так образно в его сознании преломилось желание быть рядом с отцом. А может быть, просто чтоб всё в их небольшой семье было хорошо. Но комментариев ника- ких мы не даём. Зрители сами должны понять, для чего в кадре появилась эта акварель. Так же, как и с рисунками, которые Лермонтов подарил отцу. Мы показы- ваем их: на одном изображена мадонна с младенцем, на другом – малыш, кото- рый тянется к рукам матери. Общей бо- лью и любовью для наших героев была одна женщина – дочь, жена, мать. Она незримо как будто была с ними. Ещё одним важным лейтмотивом худо- жественного мира поэта был одинокий парус. Море Лермонтов впервые увидел в 1832 году, когда переехал в Санкт- Петербург. Но в раннем детстве он уви- дел символ моря – якорь. Точнее, сло- манный якорь, который венчает над- гробие на могиле его матери. Для нас очевидно, что темы эти для Лермонтова были взаимосвязаны. Но комментарий об этом мы тоже оставляем за кадром. В конечном итоге, в тексте нет слов о том, что разлука отца и сына была на- прасной жертвой – ведь состояние ба- бушки поэту не понадобилось. От пер- вого до последнего кадра мы доверяем зрителям, рассчитываем на их соуча- стие и сочувствие. – Результатом работы стал фильм. Каким он получился? – Об этом судить зрителям. Могу ска- зать только, что фильм очень простой по форме. Нам хотелось, чтобы, узнав чуть больше о поэте и его отце, быть может, наши зрители глубже поняли творчество Лермонтова. – Что осталось в душе после этой работы? – Работать с такой темой – конечно, счастье. Особенно, если Лермонтов – любимый автор, многие произведения которого с юности знаешь наизусть. Но это и сложно, как делать фильм о род- ном человеке, когда между тобой и тво- им героем нет дистанции. Главное, что Михаил Юрьевич Лер- монтов – великий писатель, отважный воин, тонкий и ранимый человек – стал мне ещё ближе и дороже. . Светлана ФЕВРАЛЕВА, Пенза-Тарханы-Липецк Фото Вадима РАЗУМОВА Фото Вадима РАЗУМОВА До сих пор в полуразрушенной Шиповской церкви сохранилась надпись: «Свод обновлен в 1881 году в память незабвенного монарха Александра II» «Блистая, пробегают облака/ По голубому небу. Холм крутой/ Осенним солнцем озарен. Река/ Бежит внизу по камням с быстротой…» Михаил Лермонтов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz