Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

30 гид И М Я В И С Т О Р И И № 11 (549), 11 – 17 марта 2019 г. ресна прежде всего новая информация. И, как это ни удивительно, она есть, стоит только свернуть с «проторенной тропинки» простого жизнеописания. Каждый раз, бывая в Тарханах, я зано- во переживаю трагедию его семьи. Си- туацию, когда отец поэта после смерти любимой жены (мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года) был вынужден оставить сына его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсе- ньевой. В противном случае та, богатая помещица, лишила бы Михаила Юрье- вича наследства – своего состояния. Отец Лермонтова принадлежал к ста- ринному и когда-то знатному, но к тому времени обедневшему дворянскому роду. Кроме своей любви, сердца, души, ума, культуры и прочих духовных цен- ностей, дать сыну ему было нечего. А мальчику нужно было обеспечить до- стойный уровень жизни, образование, воспитание… Отец понимал это и усту- пил требованиям Арсеньевой. Лермонтов иногда встречался с отцом, но вырос без него. Для обоих это стало трагедией. Финал известен: Михаил Лермонтов в неполные 27 лет погиб на дуэли. За десять лет до его гибели умер ЮрийПетрович. Елизавета Алексеевна пережила любимого внука на четыре года. Её состояние ушло в род Столы- пиных. Идея сделать об этом фильм вызревала у меня давно. Ситуация-то, хотя и свя- зана с русским гением XIX века, очень современная и поучительная! Главная сложность в том, что от этой глубоко личной истории по определе- нию не могло остаться документов. Родственники и друзья – люди благо- родные – деликатно молчали. Дворня видела события «через замочную сква- жину», интерпретировала вольно и в соответствии со своим культурным уровнем. Но додумывать, «доигры- вать» с помощью реконструкций нам было нельзя – желтизна в подаче доку- ментального материала мне отврати- тельна. – Какими в итоге вы пользовались источ- никами? – Долгие годы главным источником для лермонтоведов было жизнеописа- ние, созданное Павлом Висковатовым на основе собранных им воспомина- ний. Но книгой Висковатого пользо- ваться не хотелось, потому что там за- фиксирован «взгляд из людской». Многому в его рассказе я поверить про- сто не могу. Например, что Юрий Пе- трович мог ударить Машу. Или изме- нять ей в доме Арсеньевой. Люди той культуры, того воспитания никогда бы себе подобного не позволили. Документальное кино формирует рас- сказ на основе документов и фактов. Именно достоверными фактами я и старалась пользоваться. Например, можно сколько угодно говорить о том, как была обижена на своего мужа Ели- завета Арсеньева. Или что отец поэта был дерзок, груб, неуважителен к тёще. Но сына Марьи Михайловны и Юрия Петровича назвали, по настоянию ба- бушки, в честь её мужа. Хотя традици- онно, из поколения в поколение в семье Лермонтовых, как во всех дворянских семьях, первого или единственного сына называли в честь деда по линии отца. Этот факт красноречиво говорит сам за себя. «Сюжетоформирующим» источником при создании фильмов для меня всегда являются голоса героев. Даже если че- ловека уже давным-давно нет на свете, от него остаются письма, дневники, вос- поминания. В данном случае это были прежде всего произведения Лермонто- ва, его записи в дневнике – небольшое, но яркое эпистолярное наследие. Сохранилось два важнейших для нас документа – завещание Елизаветы Алексеевны Арсеньевой и духовное за- вещание Юрия Петровича Лермонто- ва. Их прочли в фильме за кадром два замечательных актёра – Галина Репная и Владимир Антоник. Существенно то, что они оба «в теме»: Галина Евгеньев- на блестяще играет Елизавету Арсенье- ву в спектакле Пензенского драматиче- ского театра «Путь левой руки», Влади- мир Владимирович озвучил фильм «Лермонтов», созданный к 200-летию поэта на Первом канале. Важным источником информации для меня стали размышления наших совре- менниц, которые снимались в фильме. Не просто литературоведов, лермонто- ведов. Но людей, которые посвятили Михаилу Юрьевичу Лермонтову жизнь. Почти буквально прожили её рядом с ним– в Тарханах. Дышали этим воздухом. Они не только много знают, свои огромные познания они пропу- стили через сердце. Поэтому имеют собственное, очень личное мнение обо всём, что касается героев фильма. Для меня они – не меньшие герои фильма, чем семья Лермонтова. Это директор музея-заповедника Тарханы Тамара Мельникова, её заместитель Надежда Потапова, историк культуры, когда-то работавшая в Тарханах, Лари- са Рассказова, уже упомянутая Татьяна Кольян. Я задавала им всего один, заве- домо провокационный вопрос: с кем вы в этом трагическом жизненном тре- Светлана СТАРОСТИНА: Работать с такой темой – конечно, счастье. Особенно, если Лермонтов – любимый автор, многие произведения которого с юности знаешь наизусть. Но это и сложно, как делать фильм о родном человеке, когда между тобой и твоим героем нет дистанции. Главное, что Михаил Юрьевич Лермонтов – великий писатель, отважный воин, тонкий и ранимый человек – стал мне ещё ближе и дороже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz