Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

30 культура В Е Р Н И С А Ж В Москве я работаю над выставкой произведений своего отца. Это был удивительный художник. Как Гоголь, он писал «в стол» – его мало замечали. А теперь пришло время, когда творче- ство Владислава Фёдорова оказалось востребованным. Он – один из плеяды выдающихся художников московской школы. Папа меня учил: «В искусстве должно быть ЧТО, КАК и НЕЧТО». Он был на- стоящий философ. И я теперь смотрю через эту формулу на произведения коллег по цеху. Бывает, в картине есть только ЧТО, бывает, только КАК или ЧТО и КАК вместе. Вот такие художни- ки считаются ремесленниками. Хотя среди них есть профессионалы очень высокого класса. А случается, у какого- нибудь даже начинающего мастера проскальзывает НЕЧТО – и оно беспо- коит, будоражит, завораживает, застав- ляет думать, сопереживать. И это самое главное! В принципе, НЕЧТО должно жить в любом творчестве. Тогда люди верят искусству. – На фоне серых будней вы даёте людям цвет и свет. И всё – в русском стиле. Это и есть код русской души? – Замечательно, что вы это уловили! Уже 45 лет я делаю костюмы для народ- ных коллективов, и каждый раз – но- вый подход, новое прочтение. Но отку- да берётся такое богатство идей? Из глубоких запасников русской народной души. Оттуда можно достать, что угод- но. Взять одну деталь и на ней постро- ить целую коллекцию. Но, к огромному моему сожалению, русское искусство часто превращают в штамп. А его нуж- но сохранять нетронутым. И если до- бавлять немного современности, то со вкусом, прочувствовано, неформально. В 1979 году я пришла работать худож- ником по костюмам в ансамбль «Танцы России» по рекомендации Вячеслава Зайцева. С тех пор создаю костюмы для артистов. Я сделала очень много кол- лекций, и все они разные, в зависимо- сти от творческого амплуа, от поста- новки танца или спектакля. Однажды Надежда Бабкина дала мне тему: колхоз. И я решила, что это будут рабочие и колхозницы– сделала краси- вую коллекцию из мешковины в соче- тании с органзой, которая символизи- рует воздух, ветер, туман. В костюмах я выразила образы русской природы. И теперь эти эскизы хранятся в Третья- ковской галерее. – Известные люди часто непросты в об- щении. Как вам работалось и работается с Вячеславом Зайцевым, Надеждой Бабки- ной? – Вячеслав Зайцев остаётся моим учи- телем и вдохновителем. Он дал мне пу- тёвку в жизнь. Мы дружим, встречаем- ся до сих пор. Два года тому назад с му- жем ездили к нему в имение, кутюрье провёл с нами целый день. Он очень тёплый человек. Я пришла к Зайцеву в 21 год. Он руководитель моего диплом- ного проекта, а по окончании институ- та взял к себе в Общесоюзный дом мо- делей одежды. Вячеслав стал и свидете- лем нашего с Юрием Борисовичем бра- ка, сделал нам свадебные костюмы. А Надежда Бабкина нашла меня сама, работаю с ней с 1982 года. Она увидела мои работы в ансамбле «Танцы Рос- сии» и предложила посотрудничать. Я сразу сделала для неё три коллекции. Надежда – человек широкой души, она построила два театра и столько всего придумывает! Я заметила, что чем че- ловек больше может сам, тем онщедрее и способен принимать мнение и твор- ческое видение другого. Кстати, тему последней нашей коллекции костюмов под названием «Павлин» мы нашли с ней на выставке художника Натальи Гончаровой в Третьяковской галерее. А на днях мне позвонили представите- ли Оренбургского государственного академического народного хора. Им потребовались народные костюмы от кутюр. Думаю, это будет увлекательное сотрудничество. Как я работаю? Сначала получаю зада- ние, вдохновляюсь, придумываю худо- жественное решение той идеи, которую мне предлагают. Далее идёт обсужде- ние эскиза, а потом уже работа в ма- стерских. Но, к сожалению, когда гото- вится премьера, в афишах практически никогда не указывают имя художника по костюмам, а надо бы, ведь это тоже часть нашей культуры. Люди должны получать качественный продукт и ви- деть, кто и как работает. – Мария Владиславовна, как вам на всё хватает сил и времени? –Меня держит любовь. К моему делу, к моим предкам, к моей семье. В минуты отдыха я с удовольствием пересматри- ваю произведения дедушки, бабушек, своих родителей. К примеру, моя мама в 60-70-е годы с увлечением рисовала на балетную тему. Каюсь, до сих пор никак не встречусь с нашим выдаю- щимся хореографом Юрием Николае- вичемГригоровичем– он даже не подо- зревает, какое у меня дома есть богат- ство по его теме! Конечно, в творчестве мне очень помо- гают и поддерживают любимый муж и любимый сын. Даниил – молодой художник в четвёр- том поколении, абсолютно самостоя- тельная единица. Он светский человек, портретист. Рисовал многих наших де- ятелей искусства: Армена Джигарханя- на, Юрия Соломина, Константина Рай- кина, Алису Фрейндлих, Олега Баси- лашвили, Валерия Фокина, Марка За- харова. Есть у него и коллекция портретов зарубежных звёзд: Пьера Ришара, Софи Лорен, Орнеллы Мути. АнедавновПариже совсемпо-особому, в новом прочтении, прозвучала его вы- ставка русских классиков: Пушкина, Есенина, Блока, Бунина. И всё это меня держит, питает, вдохновляет и даёт силы жить и творить. – Спасибо за интервью! . Наталья СИЗОВА № 7 (545), 18 – 24 февраля 2019 г. Мария ФЁДОРОВА: Вячеслав Зайцев остаётся моим учителем и вдохновителем. Он дал мне путёвку в жизнь. Мы дружим, встречаемся до сих пор. Два года тому назад с мужем ездили к нему в имение, кутюрье провёл с нами целый день. Он очень тёплый человек. Я пришла к Зайцеву в 21 год. Он руководитель моего дипломного проекта, а по окончании института взял к себе в Общесоюзный дом моделей одежды

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz