Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
29 культура В Е Р Н И С А Ж ского государственного академическо- го художественного института имени Василия Ивановича Сурикова, мастер- ской Сергея Герасимова. В прошлом году в Российской академии художеств (РАХ) мы провели конфе- ренциюв память о ВладиславеФёдоро- ве. Я говорила о своём отце уже с пози- ций состоявшегося художника. Пожиз- ни он был независимым человеком. – Мария Владиславовна, почему вы вы- брали прикладное искусство, а не про- должили путь своих предков? – Я действительно выросла, если мож- но так выразиться, в среде музейной живописи. Уже в пять лет иллюстриро- вала книжку Корнея Чуковского. А то, что занялась костюмным творчеством – так это благодаря моим бабушкам. Папина мама была профессиональной портнихой-закройщицей – всегда без- упречно одета, и маме моей она шила эксклюзивные вещи. А от бабушки по маминой линии осталось потрясающее рукоделие. Я в своё время много училась, окончи- ла английскую школу. С 15 лет брала уроки у Веры Васильевны Фаворской. Но родители решили, что Московский текстильный – это то, что мне нужно. Тогда там преподавали лучшие худож- ники СССР. Русский живописец Алек- сандр Куприн привнёс туда традиции Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Школа и впрямь была необыкновенной – нам давали очень широкое образование. С дипломом текстильного института вы- пускники могли работать и на фабрике, и в доме мод, и в театре, и на телевиде- нии… Но, вы знаете, меня всё равно тянет в изобразительное искусство. Мои стан- ковые работы театральны: птицыи зве- ри одеты в костюмы. Они для меня символы счастья, радости. – В некоторых публикациях ваше творче- ство оценивается как «индивидуальный художественный стиль на основе переос- мысления русского народного искус- ства». Что это означает? – Во мне живут два художника: один – живописец, другой – театральный, ко- стюмный. Судьба подарила мне бога- тую наследственность, я с любопыт- ством изучаю весь этот мир, оттого и интересы у меня такие разные. А при- обретённые знания воплощаются в ра- ботах. В них читаются и Серебряный век, и авангард, и глубокие народные темы. Меня интересует костюм: дета- ли, орнамент, цвет, фактура, головные уборы. К примеру, обратите внимание на «ви- зитную карточку» выставки – кота. Кто на него ни посмотрит – все улыбаются. Мой хороший знакомый, художник Ев- гений Максимов, сразу сказал: «Да это же ваш автопортрет!». Если присмо- треться, здесь есть и древняя резьба бе- локаменных древнерусских соборов, и народные сказки. Но есть и театраль- ный сюжет. Такуюподачу материала я и называю «переосмыслением». А вообще идея этой выставки полно- стью принадлежит моему дорогому су- пругу – заслуженному артисту РСФСР, лауреату Государственной премии, ныне актёру Государственного акаде- мического Малого театра Юрию Бори- совичу Ильину. Он служил в Липецком академическом театре имени Льва Тол- стого почти двадцать лет, когда глав- ным режиссёром был Владимир Ми- хайлович Пахомов. Юрий Борисович сыграл и Треплева, и дядю Ваню, и Войницкого, и ещё много ролей класси- ческого и современного репертуара. Юрий Борисович специально приехал на вернисаж, выступил с композицией «Проза и стихи Ивана Бунина», по- скольку играл Бунина в спектакле Ли- пецкого театра и был удостоен за эту работу областной премии. Так что в Год театра сделать экспози- цию в художественном музее – для меня почётно и ценно. Здесь представлены как бы три отдель- ных спектакля. Но они взаимодейству- ют! Всё очень правильно выстроено в некуюпоэтическуюпрекраснуюкомпо- зицию, где есть и ритм, и рифма. Что-то наподобие поэмы – радостное, оптими- стичное, влияющее на душу. Воистину, искусство до конца объяснить нельзя! И техника у меня тоже своеобразная: к гуаши я добавляю золотой пигмент, ис- пользую коллаж или текстильную ап- пликацию. Кроме того, мои произведе- ния удачно вписались в это историче- ское здание. – Пройдя и классическую, и авангардную школы, выработав свой индивидуаль- ный стиль, что вы не приемлете в совре- менном искусстве? – Я не приемлю безвкусицу, самодея- тельность, не люблю физиологию. И ещё не терплю так называемую бес- просветность. Мне также не нравится, когда спекулируют на каком-нибудь выигрышном сюжете. № 7 (545), 18 – 24 февраля 2019 г. Работы Марии Фёдоровой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи Детали, орнамент, цвет, фактура, головные уборы – так и рождается костюм… яркий, красивый, колоритный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz