Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

34 культура М А С Т Е Р жить, куда мы придём. Но я надеюсь, что ни наше время, ни будущее этого художника не забудут, а с годами ста- нут ценить ещё выше. Отдадут долж- ное его дару и будут беречь его работы как истинную ценность. Персональная выставка показывает, какая творческая мощь была ему свойственна. «Века проходят, а я возвращаюсь» – Ольга Фёдоровна, из какой семьи, ка- кой среды Александр Михайлович? – Родился в Брянске 16 февраля 1939 года. Мама Прасковья Вячеславовна – учительница, отец работал на заво- де. Когда шла война, мама – директор детского дома – увозила в эвакуацию детей. Александр Михайлович пом- нил, как он, трёх-четырёхлетний, дер- жал мать за полы зелёного пальто и они ехали куда-то под Куйбышев. Детей в семье до войны было трое, Александр – младший из троих братьев. После вой- ны родилась сестра. – Когда Александр Михайлович стал взрослым, на кого из родителей он опи- рался – нравственно, сердечно, памя- тью? –Он был сам по себе и опоры в семье не искал. В художественное училище по- шёл вслед за братом. Был очень закры- тым человеком, весь в себе, малоразго- ворчивым, что не помешало нам про- жить тридцать три года вместе. Даже с друзьями балагурил, шутил, но разго- воров по душам не вёл. Он любил вспо- минать, что когда был маленьким, обо- жал смотреть, как брат Славик изобра- жает коней. Однажды бабушка попросила Сашу нарисовать ёлку, а у него не получилось. И с тех са- мых пор ёлок он больше никогда не писал. – Кажется, что Александр Михайло- вич жил, как бы не расходуясь на происходящее вокруг. И всё же, он акцентировал внимание на време- на? Или у него было «своё» время? – Конечно, он интересовался всем, что происходило. В вось- мидесятые годы художествен- ная жизнь в Липецке была более жи- вая что ли. Они все друг за друга очень переживали, так искренне соучаство- вали в судьбе друг друга. То поколение художников жило одной семьёй. Прав- да, бедно. Когда началась перестройка, Александр Михайлович обрадовался, всё твердил, что можно будет повсюду ездить, в том числе и заграницу, мно- гое увидеть. Прошёл первый год пере- стройки, второй… Однажды посмотрел телевизор и сказал: «Я не ожидал, что мы будем жить так плохо». Он верил в перемены. Но потом разочаровался. – Вы сразу поняли, что ваше замужество – это служение художнику? –Наверное, да. Он же человек абсолют- но не семейный, быта он не понимал и не признавал. По магазинам мы вместе не ходили, мебель не покупали… Такой стороны жизни он не замечал, да она ему и не нужна была. Но, несмотря на это, на улицу он выходил всегда с авось- кой, говорил: «А вдруг что выбросят»… – Что ему было интересно помимо искус- ства? – Он любил авторскую песню. Окуд- жава для него – это всё. Любил Вы- соцкого, позже – Талькова. Любил чи- тать, особенно стихи – Уолта Уитме- на («Века проходят, а я возвращаюсь, несокрушимый, бессмертный стран- ник…» – его строки), японскую и ки- тайскую поэзию. – Быть может, Александр Михайлович го- ворил, хотел ли он, чтобы о нём помни- ли? – Никогда об этом даже речи не было. К званиям и наградам относился про- хладно. Он всегда говорил: художник – не профессия, а образ жизни. И он жил, как художник. . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Ольга СОРОЧКИНА: Конечно, он интересовался всем, что происходило. В восьмидесятые годы художественная жизнь в Липецке была более живая что ли. Они все друг за друга очень переживали, так искренне соучаствовали в судьбе друг друга. То поколение художников жило одной семьёй. Правда, бедно. Когда началась перестройка, Александр Михайлович обрадовался, всё твердил, что можно будет повсюду ездить, в том числе и заграницу, многое увидеть… № 6 (544), 11 – 17 февраля 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz