Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
33 они созревали и не писать было нельзя. Я очень уважаю такую позицию и счи- таю, что лучше в этот мир выдавать не- что редкое и совершенное, чем сделать многое и среди этого множества выис- кивать жемчужины. На нашей выстав- ке, что ни работа – то алмаз. Среди по- лотен экспозиции есть фондовские картины, которые предназначались для общественных учреждений, сель- ских домов культуры, но они написаны также совершенно, как и всё остальное. – Вы сказали о Сорочкине – «другой». Что вы вкладываете в это понятие? – Во-первых, в творчестве он отличен от всех из «могучей кучки» липецких художников. Сорочкин учился в Ельце у Виктора Семёновича Сорокина и впи- тал от него культуру живописи. Он не- которое время жил в Москве и что-то воспринял от столичных коллег. Алек- сандр Михайлович поступил во ВГИК на художественное отделение, но вы- нужден был оставить учёбу – не было помощи и поддержки. Вскоре он при- нял приглашение Вилена Дворянчико- ва переехать в Липецк. Вилен Дмитри- евич восхищался талантом Сорочкина. Виктор Семёнович Сорокин говорил, что в то время в Липецке подобрались такие талантливые художники, кото- рые, несмотря на крепкую дружбу, в искусстве были бескомпромиссными: «По головке друг друга не гладили». Рассказывают, как однажды Сорокин и Сорочкин ( Александр Михайлович как-то отметил: «Я с Сорокиным одной буквой разошёлся» . – Прим.ред. ), учи- тель и ученик, о чём-то так крепко по- спорили, что оба на глазах друг у дру- га порезали на лапшу собственные кар- тины. Вот так они относились к искус- ству, к живописи, к правде. Сорочкин был очень строг, исключительно точен и лаконичен в оценках, мог быть жёст- ким. Но его критику принимали – он был непререкаемым авторитетом сре- ди коллег. Был закрытый и немногословный, но при этом – внимательный, наблюда- тельный и очень отзывчивый. Алек- сандр Михайлович не выносил пафоса, лжи. Вот во всём этом он – другой. Ка- залось, художник находился в постоян- ном напряжении, восхищался красотой природы, красотой вообще и при этом был в антагонизме с внешним миром. Другой ещё и потому, что в советское время не создал ни одной соцреалисти- ческой работы. Каждый в то время вы- бирал, как жить, о чём писать. Алек- сандр Михайлович не был избалован персональными выставками, а вот на всесоюзные попадал регулярно. Его ра- боты принадлежали большому искус- ству «по гамбургскому счёту». Он был одарён сверх всякой меры, умный, глу- бокий, цельный человек. Обладал ари- стократическим вкусом. А какими из- ящными былижесты его необыкновен- ной красоты рук с длинным тонкими пальцами. Многое видел, но в социаль- ную жизнь не включался. – Вы пишете, что Сорочкин пришёл в ис- кусство вслед за шестидесятниками… – Когда говорят «шестидесятники», ча- сто смешивают «суровый стиль» и ху- дожников, раскрывшихся в момент «оттепели». «Суровый стиль» вовсе не был идеологическим, он сорвал маску с псевдореалистического искусства ста- линского периода, показал, что рабо- чий – это вовсе не человек, кудри кото- рого развивает ветерОктября. Вшести- десятые годы наша страна чувствовала себя сильной – победила в войне, по- коряла космос, совершала научные от- крытия. Пришло обновление и в искус- ство – поверилось в перемены. Очень скоро художников, писавших рабо- чих с обветренными лицами, в ватни- ках и кирзовых сапогах, стали корить за искажение действительности. Родо- начальники «сурового стиля» не ушли в андеграунд, не издевались над труд- ностями советской жизни. Они оста- вались патриотами, а свое понимание происходящего выражали в честных произведениях, говоря правду с по- мощью выразительности формы, под- текстов, ассоциаций. В то время быто- вал явный интерес к Сезанну, вернее к прерванной линии развития искусства 20-30-х годов двадцатого века. Александр Сорочкин эту тенденцию принял как родную его художнической натуре. Искания Сорочкина связаны с формой, как выражением содержания. – Считается, что при жизни Александр Со- рочкин не был по-настоящему понят и по достоинству оценён. В наше время мы можем исправить ситуацию? И вообще, каким должно быть «время Сорочкина»? – Люди должны стать культурнее. Ко- нечно, процент интересующихся искус- ством и понимающих его всегда одина- ков при всех идеологиях. Наше обще- ство изменилось, трудно предполо- культура М А С Т Е Р Татьяна НЕЧАЕВА: Он жил очень насыщенным и глубоким внутренним миром, одновременно остро переживая всё происходящее. Как он не разбрасывался словами, так и новыми картинами. Сорочкин писал их только тогда, когда они созревали и не писать было нельзя. Я очень уважаю такую позицию и считаю, что лучше в этот мир выдавать нечто редкое и совершенное, чем сделать многое и среди этого множества выискивать жемчужины № 6 (544), 11 – 17 февраля 2019 г. На фото слева направо: Александр Назаров, Ольга Сорочкина и Татьяна Нечаева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz