Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
32 культура М А С Т Е Р Эра Водолея – Татьяна Ивановна, в «Галерее Назарова» уже не первая выставка Александра Сорочкина. Именно в этих стенах со- стоялась последняя прижизненная выставка художника. Нынешняя посвящена восьмидесятилетию Александра Михайловича… – И… просто самому Александру Михайловичу Сороч- кину, которого мы помним, любим, которым не пере- стаём восхищаться. Выставку назвали «Под знаком Во- долея» – этот зодиакальный символ характеризует лю- дей творческих, свободолюбивых, как будто точно про Сорочкина. Ещё стоит поискать людей, которые бы на- столько не переносили принуждения. Но когда речь шла об искусстве, которое Александр Михайлович по- читал как святыню, он признавал его законы и следо- вал им беспрекословно. При этом и в рамках законов искусства он умудрялся быть совершенно свободным. Его мастерство я бы назвала артистизмом. – У меня была всего лишь одна личная встреча с Алексан- дром Михайловичем. Он, конечно, был малоразговорчи- вым человеком…первые несколько минут, а потом мы го- ворили. . . Жаль, что недолго – он плохо себя чувствовал. И эту встречу я запомнила на всю жизнь. Мне очень близки люди, которые живут вовнутрь, но отдают всего себя в творчестве. – Он жил очень насыщенным и глубоким внутренним миром, одновременно остро переживая всё происхо- дящее. Как он не разбрасывался словами, так и новы- ми картинами. Сорочкин писал их только тогда, когда Другой. Из времени Водолея До 17 марта в липецкой «Галерее Назарова» работает выставка Александра Сорочкина, посвящённая 80-летию уникального художника К нему хочется возвращаться… Памятью. Взглядом. Снова и снова. Смотреть на картины. Среди его работ лучше молчать. А вот о нём самом ни молчать, ни забывать нельзя. Несмотря на то, что Александр Сорочкин родился в Брянске, учился в Ельце и Краснодаре, его всё-таки стоит назвать липчанином. Здесь он состоялся как художник, без которого представить культурное пространство города и всего региона просто невозможно. Искусствоведы, коллеги из мира искусства отдают Сорочкину должное, не стесняясь, ставят его на ведущие позиции круга художников, сформировавших липецкую школу. У него – Мастера с большой буквы уже в самом начале творческого пути – почти и не было персональных выставок – последняя состоялась за полгода до ухода из жизни. Зато на каждой «сборной» его работы замечали, отмечали и запоминали. Произведения Сорочкина экспонировались на региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках (в Норвегии, Германии, Югославии, Монголии, Индии). Его картины хранятся в Липецком областном художественном и краеведческом музеях, Елецком краеведческом музее, музее липецкой детской художественной школы № 2 города, в музеях городов России, в частных коллекциях нашей страны и зарубежья. Сложный, глубокий, немногословный, интровертный, талантливый, неудобный, философичный, интеллектуальный… И это всё о нём – заслуженном художнике России Александре Михайловиче Сорочкине. Если будет позволено сказать – моём любимом липецком живописце. «Другой»… Так «классифицировала» Александра Сорочкина искусствовед, куратор выставочной деятельности «Галереи Назарова» Татьяна Нечаева. В одной из статей Татьяна Ивановна пишет: «Его холсты, сохранившие творческий накал, упруги, целостны, точно сформулированы. «Что» и «как» в них равноправны и нераздельны. Все средства выразительности, все детали несут смысл. Колорит, композиция, ритм, гиперреалистическая прописанность, вплоть до «обманки», или крупная обобщенность, деформация форм и цвета, значение предметов, деталей, символов – всё шаг за шагом открывает глубину, философское содержание и взаимоотношение художника с действительностью. Объект изображения и пространство имеют равную материальную плотность и энергию противодействия. В борьбе внутреннего и внешнего границы их контактов напрягаются, едва не до разрыва, линии натягиваются, как тетива. Красота и драматизм неразлучны в полотнах Сорочкина. И ещё – чистота. Независимость была основой его жизни и творчества. Рождённый под знаком Водолея, Сорочкин не выносил принуждения, чужих правил, не терпел нравоучений. Он не был любимцем судьбы, если не считать большого дара – таланта. Он отрабатывал его честно, не погрешив против правды, не сфальшивив. Когда творческие и нравственные силы ослабли, он отложил кисть…» Мы встретились с Татьяной Ивановной и женой художника Ольгой Сорочкиной в Галерее. И поговорили. Чтобы помнить… № 6 (544), 11 – 17 февраля 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz