Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
культура Т РА Д И Ц И И 31 У каждого из нас есть свой свадебный «опыт». Кто-то лично стоял под венцом, женил или выдавал замуж детей, внуков, кого-то призывали в свидетели. А как ребятишками ждали свадебные кортежи в надежде заполучить денежку или конфетку, помните? Тради- ции свадеб разных народов, особенно американцев и индий- цев, изучены почти досконально по фильмам. Королевские свадьбы, скандалы вокруг них, не сходят с новостийных лент. А что мы знаем о себе? О традициях своей, липецкой земли? За исключением любителей истории и фольклористов, се- годня никто не «играет» традиционных свадеб. А это очень глубокий, насыщенный смыслами обряд, вмещающий в себя представления наших предков не только о семье и быте, но и о пограничных состояниях человека и природы, о красоте и нравственности, о прошлом и будущем… В селе Гагино сохранилась удивительная, ни на что не по- хожая свадебная традиция. Выжила почти чудом, благода- ря желанию гагинцев быть самими собой. По-гагински мо- лодых брачевали ещё в начале нашего века. А потом… Потом всё стало, как у всех. Да и село – возрастное, свадьбы играть некому. Но в конце ноября нынешнего года в Гагино снова сыграли свадьбу! Это случилось благодаря подвижничеству заслу- женного работника культуры РФ, обладателя премии Пра- вительства Российской Федерации «Душа России», руково- дителя фольклорного ансамбля «Воскресение», педагога об- ластного колледжа искусств Кристаллины Иващенко. – Кристаллина Леонидовна, когда вы впервые познакомились с гагинской традицией? – С 1989 года я занимаюсь собирательской работой по Ли- пецкой области. И всегда, но особенно в последнее время, большой радостью было записать старинную песню, хотя бы одну-две. Эта проблема понятна: песенное творчество в деревне угасает. А тут летом 2017 года экспедиция Санкт- Петербургской консерватории, которая проводила сплош- ное обследование Лев-Толстовского района, сообщила нам, что записала в Гагино старинные песни от современных жи- телей села. Медлить было нельзя! 18 сентября 2017 года мы первый раз поехали в село, потом возвращались ещё дважды – 14 и 29 октября 2019-го. Честно признаюсь: меня местные певицы поразили. Я смо- трю на них как на оживших мамонтов. Они помнят практи- чески всю свадьбу, её этнографическое описание, песни. Та- кая сохранность, как мы выяснили, связана с тем, что свадь- бы в Гагино играли по старинному укладу вплоть до двад- цать первого века. Местные старейшины припомнили, что последний раз они обыгрывали свадьбу в 2002 году. Удиви- тельно! Мне такое не встречалось никогда. В лучшем случае свадьбы «по старинке» играли в 70-80-е годы прошлого сто- летия. А в Гагино сохранились восемнадцать свадебных пе- сен с полными текстами! Но какие-то, к сожалению, забы- ты, а какие-то нам удалось восстановить благодаря народ- ным певицам. Например, песню «Коса моя, косонька, русая коса» мы полностью записали лишь на третий раз. – А когда пришло решение вот таким образом реконструировать свадьбу, не на сцене, а там же, в живых декорациях? – Два года мы учили свадьбу со студентами колледжа ис- кусств имени Игумнова и с фольклорным ансамблем «Вос- Свадьба в Гагино В реконструированном свадебном обряде села Гагино Лев-Толстовского района сохранена история нашей липецкой земли № 52 (590), 16 – 22 декабря 2019 г. Обряд расплетения девичьей косы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz