Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

21 общество П Р О Б Л Е М А РАС, не встают на учёт только потому, что диагноз и инвалидность при этом заболевании оформляются у психиа- тра. Они полагают, что психиатриче- ский диагноз буквально поставит «крест» на их детях и лишит будущего. Елена Евгеньевна считает, что государ- ственные образовательные учрежде- ния пока готовы в полном объёме ока- зать индивидуальную комплексную психолого-педагогическую помощь се- мьям, воспитывающим детей с РАС. А имеющиеся ресурсные классы на базе школ (16 человек) и групп в детских са- дах (18 человек), которые используют индивидуальный подход, охватывают не все семьи, нуждающиеся в помощи. Социализация как приоритет – В штате моей организации работают десять специалистов-логопедов, де- фектологов, психологов, есть музы- кальный работник, – рассказывает Елена.– Ежегодно мы оказываем по- мощь шестидесяти семьям, учитывая индивидуальные психоневрологиче- ские особенности развития каждого ребёнка. Для того чтобы ребёнок с РАС приобрёл статус «многофункциональ- ный аутист» и смог со временем посе- щать общеобразовательные учрежде- ния, процесс абилитации необходимо начинать в раннем дошкольном воз- расте, пока не произошло закрепление неадекватных поведенческих и рече- вых навыков. Коррекционно-развива- ющий процесс индивидуален для каж- дого ребёнка с РАС, но всегда длите- лен – в среднем от 3 до 6 лет. При своев- ременной и правильно подобранной индивидуальной психолого-педагоги- ческой коррекции у 85 процентов детей с РАС к 8-9-летнему возрасту вполне возможно сформировать навыки, не- обходимые для посещения общеобра- зовательных учреждений. Самым маленьким деткам, которые за- нимаются в центре у Елены, – 2,8 года, самым взрослым – 14 лет. По словам Семидубер, ей всегда искренне жаль и детей, и родителей, столкнувшихся с проблемой расстройства аутистиче- ского спектра. Ведь на государствен- ных психолого-медико-педагогиче- ских комиссиях таких ребят чаще всего признают необучаемыми и определя- ют им образовательный маршрут по XIII виду (для детей с умственной от- сталостью). Необычное поведение, иное восприя- тие зрительных, слуховых, тактильных сигналов, отсутствие или недоразвитие речи, несформированность понятий- ного аппарата, социально-приемлемых форм поведения затрудняют посеще- ние даже коррекционных образова- тельных заведений. Таким образом, дети с РАС буквально «выключаются» из системы полноценного образова- ния. Хотя 85 процентов ребят с этим диагнозом имеют вполне сохранный интеллект, но особенности их заболе- вания не позволяют сразу его выявить. –Нам часто приходится буквально от- стаивать своих подопечных, – делится результатами работы Елена. – Мы вместе с родителями ходим на комис- сии и успешно доказываем интеллек- туальную сохранность ребёнка. За все годы существования центра у нас только один ребёнок попал в школу № 32, по XIII виду. Остальные социа- лизируются. Природа аутизма В России изучением расстройств аути- стического спектра активно занимают- ся лишь в последние двадцать лет, ког- да число детей с РАС стало прогресси- ровать. На Западе этой проблемой учё- ные начали заниматься ещё в начале прошлого века. Существует немало ги- потез и теорий, связанных с происхож- дением аутизма. По данным зарубежных специали- стов, на развитие патологии генетика влияет лишь в двух процентах случа- ев, в 98 процентах – это сбой в иммун- ной системе. – По моим наблюдениям, половина случаев расстройств аутистического спектра происходит в результате меди- каментозной интоксикации организма ребёнка, – считает Елена Семидубер. – «Махровые» аутисты с врождённой па- тологией составляют лишь небольшой процент. В основном дети приобретают это расстройство на ранних этапах сво- его развития. Например, бывает, что после прививкиАКДС у ребёнка проис- ходит нарушение речевых, слуховых, зрительных анализаторов. Одному на- шему воспитаннику даже дали офици- альное заключение в институте имени В.М. Бехтерева. У детей с РАС основны- ми проблемами считаются недоразви- тие речи и проблемы с поведением. Практически у всех аутистов есть проб- лема со слухом – они плохо восприни- мают техногенные шумы, резкие звуки вызывают у них болевые ощущения. То же со зрением, оно фрагментарное – аутисты не смотрят в глаза человеку, поскольку не видят лица, у них нет об- щей картины мира. Аутизм каждого ре- бёнка имеет свой почерк, поэтому и программа абилитации для каждого индивидуальна. Ещё одна популярная теория гласит, что причиной развития аутизма может быть папиломовирус человека – а он тоже связан с иммунодефицитом. Чем раньше, тем лучше По мнению специалистов, ментальные нарушения невозможно вылечить только медикаментозно, хотя можно облегчить некоторые симптомы болез- ни. А вот регулярные психолого-педа- гогические занятия неплохо корректи- руют аутистические расстройства. Но начинать эту коррекцию нужно как можно раньше. По словам ЕленыСемидубер, если с 2-3 лет целенаправленно заниматься с ре- бёнком, то к школьному возрасту ма- лыш начинает не только понимать речь, но и взаимодействовать с окружа- ющим миром. Воспитанники центра занимаются по индивидуальной про- грамме: кто-то каждый день по три часа, кто-то два раза в неделю по два- три часа. В итоге, к 7-8 годам дети при- обретают навыки социально-приемле- мого поведения – без ущерба для себя и окружающих адаптируются в социаль- ной среде, адекватно выражают свои № 51 (589), 9 – 15 декабря 2019 г. Елена СЕМИДУБЕР: Нам часто приходится буквально отстаивать своих подопечных. Мы вместе с родителями ходим на комиссии и успешно доказываем интеллектуальную сохранность ребёнка. За все годы существования центра только один ребёнок попал в школу № 32, по XIII виду. Остальные социализируются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz