Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
жила много бед — и пожар, и за- крытие, и разграбление. В нача- ле XX века на территории обите- ли насчитывалось около 150 по- строек. А насельницы славились своим рукоделием — плетени- ем кружева, вышиванием золо- том и серебром, низанием жем- чугов. Монастырь пользовал- ся особым расположением свя- тителя Тихона Задонского. Он говорил, что Знаменский мона- стырь – это местный Афон. Бы- вал здесь и Лев Толстой. Любил тишину монастырских сводов и Иван Бунин. Главная церковь Знамения Божией Матери до ре- волюции славилась своей красо- той. Богатые росписи на стенах, и даже зелёный мрамор под но- гами. Сегодня церковь подняли благодетели из руин. Богослу- жения идут пока в зимнем хра- ме, а верхний – затаился, слов- но рождественская ёлка ждёт сво- его праздничного убранства. Основная часть уже расписана московскими ху- дожниками, сияет сусальным золотом и иконостас. А центральная часть святы- ни и купол весь в лесах, на них сейчас и работают художникиМарченко. – На роспись храма понадобится не меньше двух лет. Все эскизы и маке- ты уже сделаны. Под куполом готов Христос с несением креста и престоль- ная роспись «Знамение Божьей Мате- ри». В нашем художественном союзе роли распределены. Галина пишет об- разы Богородицы, Христа, святых, про- роков. Очень важно, чтобы храмовые росписи были выдержаны в одном сти- ле. Если я ей буду помогать и выписы- вать фигуры, это уже будет моё виде- ние и прочтение образов, и так мыне до- стигнем гармонии. А моя задача – сде- лать качественный декор к настенной живописи. Нарисоватьфон, одежды, ор- наменты, выписать золотом буквы. Этот храм просит женского взгляда и рук, – рассказывает Владимир Марченко. Владимир и его Галина Храмовые художники на живописи не остановились – научились делать моза- ичные произведения искусства. От за- мысла до воплощения за них отвечает Владимир Александрович. Чтобы обу- читься древнему мастерству, художник ездил к мозаичникам в Питер. Теперь его произведения на библейскую тему сияют в елецких храмах, Троекуровском монастыре, в часовнях и церквях Воро- нежа, а на очереди стоят ещё несколько приходов. Ждут мастера и его Галину. – Чтобы, к примеру, создать мозаич- ный образ Пресвятой Богородицы, я делаю эскиз фигуры во весь рост. Про- писываю каждый камешек – размер и цвет. Потом вручную вырубаю из смальты нужный мне фрагмент. Это трудная работа, поначалу все руки сти- рал. А потом привык, и сейчас камуш- ки отскакивают нужной формы, будто сами собой. Когда в храме потрескива- ют свечи, весь образ прямо горит ого- нёчками, а от солнечного света и вовсе мозаика переливается, – рассказывает Владимир Марченко. Заниматься искусством храмовой росписи для Марченко стало делом се- мейным. Их дочь Мария и сын Сергей буквально выросли на лесах. Малень- кая Маша не раз помогала папе раскра- шивать в церкви орнаменты и узоры. Потом она закончила Воронежский го- сударственный университет, фа- культет «Реставрация и рекон- струкция архитектурного насле- дия». На сегодня все замеры, ма- кеты и эскизы к росписям делает совместно с родителями. Сергей освоил мозаичное искусство и тоже трудится при храмах. – Работать художником для меня очень ответственное дело. Это не обычные болты кру- тить на заводе. От того, как тебе удастся передать божествен- ные образы, зависит жизнь хра- ма. Я всё время об этом помню. А дома я могу бетон месить, ма- шину ремонтировать, огород са- жать, дом строить – так я эмо- ционально переключаюсь и от- дыхаю, – рассказывает Сергей Марченко. Художественный союз Марчен- ко выставляет свои произведе- ния искусства: живопись, гра- фику, акварель, иконы, фрески. Они состоят в творческом объе- динении «Изограф», которое готовит православные выставки по всей Рос- сии: вышивка, иконы, живопись. Для Владимира и Галины Марченко это важно – поддерживать родные духов- ные ценности. – Нам приятно, что мы можем внести свою скромную лепту в возрождение нашей православной культуры. Хоте- лось, чтобы храмы не пустовали, а люди не забывали своих корней, знали и гор- дились историей государства. Глядя на святыни, поднятые из руин, хочется ве- рить, что дух русского народа крепнет, а любовь к родине всегда будет поддер- живать огонь в наших сердцах, – делит- ся своими надеждами ГалинаМарченко. Художники Галина и Владимир Мар- ченко к своему храмовому творчеству относятся со смирением. Работу дела- ют шаг за шагом, как по ступенькам ле- сов поднимаются. Говорят, к каждой иконе относятся с трепетом и ни один их образ не похож на другой. Зато при- хожане замечают, что объединяет свя- тыни, написанные четой Марченко, – ласковый свет, вера, надежда, любовь. И замирая на лесах под куполом церк- ви над очередным ликом, художники не думают о том, что в веках их прослав- ляет молитва за благоустроителей. . Дарья ШПАКОВА, фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ и из семейного архива супругов МАРЧЕНКО 8 Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я «Всецарица» Художники Галина и Владимир Марченко к своему храмовому творчеству относятся со смирением. Работу делают шаг за шагом, как по ступенькам лесов поднимаются № 51 (589), 9 – 15 декабря 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz