Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

6 Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я как-то само собой складывалось, им делали предложения из храма в храм. Иной раз художникам приходилось ра- ботать параллельно. Где-то иконы пи- сать, а в соседней обители – фрески. И не было ещё такого случая, чтобы ико- нописцы с чем-то не справились. Если в каком-то вопросе были не уверены, ездили учиться у больших мастеров. А промысел Божий их сам находил. Ког- да Марченко сдавали работу в «Крас- ной» церкви, в гости заглянул влады- ка Мефодий из Воронежа. Ему так по- нравились иконы мастеров, что он тут же пригласил их расписать Алексие- во-Акатов женский монастырь. За ре- ставраторами приезжала сама игуме- нья обители. – Этот монастырь был разрушен, вос- становлен один храм на территории святого места. Работа сложилась мас- штабная и кропотливая. Сначала по- казал владыке разработанные эскизы Спасителя и Пресвятой Богородицы – ему понравилось, и с его благослове- ния мы начали трудиться. Это были де- вяностые годы, когда рушилась стра- на, но при этом удивительным обра- зом возрождалась вера, а вслед за ней и храмы. Азы храмового искусства мы постигали шаг за шагом. Мне один свя- щенник подарил брошюрку, написан- нуюмонахинейИулианией Соколовой. Она в Троице-Сергиевой лавре откры- ла иконописную школу для священни- ков. Сейчас это очень сильное учебное заведение, ученики которого работают с иконами из Третьяковской галереи. Делают списки с подлинников. Тогда в этой небольшой книжке мы нашли ста- ринную технологиюнаписания икон. И стали писать на яйце с настоящими ми- нералами, – рассказывает Владимир Марченко. Чудо рождения фрески В Алексиево-Акатовом монастыре ху- дожники впервые расписали храм фре- сками. Сейчас это редкая работа, тре- бующая душевных сил и большого мастерства. К тому моменту главный храм обители уже был готов к письму – отштукатурены стены. Чтобы создать фреску, нужно сбить прежнюю штука- турку до кирпичей и только потом на- нести особую смесь – известь с песком, на которых и будут рождаться святые образы. На тот момент секрет написа- ния фресок знали в Оптиной пустыни. Туда-то и отправились супруги Мар- ченко. – Мы приехали к знакомому иеро- монаху отцу Филиппу. Он нас с радо- стью принял и показал изумительные фрески на куполе храма, которые пи- сал преподаватель Суриковского учи- лища. Он и поведал монахам секреты создания фрески. Мы пожили в святом месте и обратились за помощью к отцу Иллариону, который владел этим ис- кусством. А он нам и говорит: «Пред- ставляете, я недавно встречался с па- триархом Алексием, и он благословил меня учить писать фрески. И вы пер- вые мои ученики». Мы освоили техно- логию и вдохновенные вернулись в Во- ронеж, – рассказывает Владимир Мар- ченко. Работа предстояла большая, вначале нужно было отбить штукатурку до кир- пича во всём храме. В Оптиной пусты- ни художники научились правильно готовить известь. Для основной шту- катурки под фрески абы какой песок не пойдёт – только крупный кварцевый. Потом делается несколько смесей из тонкого песка, который наносят на сте- ны и выглаживают, выравнивают. По- сле этого всего за девять часов нужно успеть написать образ, который благо- даря сочетанию воды и краски словно начинает «дышать». Лики рождаются светлые, нежные, небесные. – Это очень непросто расписывать свя- тыни. Мы порой страдали от перена- пряжения физического и духовного. Пишем, к примеру, свои живописные работы на лесах, а под нами рабочие распиливают дуб. Он буквально «виз- жит», кругом пыль, шум, и звуки улета- ют под купол церкви, а нам надо быть сосредоточенными на своей работе. Она требует уединения, спокойствия и определённого душевного настроя. Но мы справились, – рассказывает Галина Марченко. Когда работа подходит к концу и за- казчик оценивает её, художники очень волнуются. Они понимают: их обра- зы – это часть великого таинства хра- ма. Художники ответственны перед прихожанами, священниками и Богом. Поэтому так бывает, что иконописцев легко ранит любое слово. – Мы стараемся не поддаваться иску- шению. Знаем, что наша работа дела- ется по благословению и не отходит от канонов, мы строго следуем им и по- тому уверены в своём деле. К тому же всегда есть люди, кому искренне нра- вится наше творчество, и они с радо- стью молятся этим образам, – говорит Владимир Марченко. Из Знаменского монастыря открывается величественный Галина работает над образом Ангела Господня № 51 (589), 9 – 15 декабря 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz