Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

12 Д Е Н Ь Н А У К И главная тема стве старик Волков, человек, всюжизнь стремящийся к накопительству. В этой темноте, непосильно работая, он об- ретает себя, принимает вечную мысль – «как бы нам лучше сделать». Он яв- ляется тем самым «лучом света в тём- ном царстве», который спасает Зуйка. А путь Зуйка – это инициация, взросле- ние, вплоть до преображения. – Так этим «обретением» можно оправ- дать и насилие на строительстве канала, и лагеря? Ведь конечная цель достигнута – человек перековался? –Многие так и восприняли роман, соч- ли, что Пришвин перешёл на сторону большевиков и оправдывает их террор. Но это неправильная трактовка пози- ции писателя. – Говорят, каждой книге – своё время. За работу над романом вы получили об- ластную премию, за которую боролись несколько лет. Пришло время пришвин- ских идей? – Мне важно, что государство обрати- ло свой взгляд на гуманитарные специ- альности. Я в этом вижу интерес к ду- ховности, личности, не материальной сущности. В век высоких технологий и приоритета инженерно-физических направлений победу гуманитария я вы- соко ценю. И, конечно, радует внима- ние к творчеству и к личностиМихаила Михайловича Пришвина. Забывать его имя не стоит – он занял своё место в от- ечественной литературе. Роман имел много названий: «Падун», «Канал», «Педагогическая поэма»… – Как у Макаренко! – Так этим интересен и актуален При- швин: это писатель, с которым читатель взрослеет! Люди учатся, читая При- швина. Михаил Михайлович слово «друг» представлял как «другой я». Просле- живая на страницах романа судьбу Зуй- ка, можно находить нечто общее с со- бой. Это и нужно современному чита- телю! Ему необходима нить, за которую можно ухватиться и выстроить своё светлое будущее. Пришвин считал, что у каждого своя дорога и нельзя насили- ем заставить всех идти общим путём. Пришвин говорил о гармонии между «хочется» и «надо». – Насколько тема, поднятая в романе, се- годня интересна? С одной стороны, лич- ность в наши дни возведена в абсолют, а с другой – она, в принципе, ничего не значит. – Мы до сих пор живём в пришвин- ском пространстве между «хочется» и «надо». Как сохранить себя в условиях современной глобализации, информа- ционных технологий, общедоступно- сти сетей, где личность теряет сама себя и координаты, к чему стремиться? Че- ловек лишается нравственных ориен- тиров, культуры, своего миропонима- ния, смысла жизни. В самые сложные, переломные момен- ты в истории страны в первую очередь страдает культура. В рассказе «Мир- ская чаша» Пришвин описывает, как главный герой работал в музее усадеб- ного быта. Мужики всё просили у него сундук, суля некоторый куш. Другой бы отдал, чтобы выжить. А вот автобио- графический персонаж рассказа просто разрубает сундук, чтобы он никого не искушал. Пришвин учит быть выше об- стоятельств. Не хлебом единымжив че- ловек. В этом же рассказе павлин, рас- пушив хвост, каждый день выходит на улицу. И каждый же день сторож коло- нии обливает его помоями. Но птица чистит пёрышки и снова радует людей. Вот и каждый из нас должен превозмо- гать различные обстоятельства, чтобы оставаться всё равно человеком. – Столь частое общение с Пришвиным на вас оказало влияние? – Безусловно! Пришвин помогает чело- веку расти! Во время войны была опуб- ликована книга Михаила Михайлови- ча о природе. Не потому, что государ- ству захотелось, чтобы народ почитал о ручьях и полях. Нет! Там заложены те самые ориентиры, которые дают чело- веку надежду. Так что Пришвин актуа- лен всегда. Надеюсь, полученная мною премия и публикация в журнале этому также поспособствуют. – Спасибо за разговор, Сергей Викто- рович. И поздравляем с победой! . Евгения ИОНОВА, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Школа в Ельце, где учился Пришвин, названа его именем… …и чугунная лестница в ней, по которой бегал Пришвин-гимназист Калинин вручает Пришвину орден в Кремле Михаил Михайлович с сыновьями на охоте Писатель и на отдыхе вёл дневниковые записи № 5 (543), 4 – 10 февраля 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz