Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

32 гид И С Т О Р И Я № 47 (585), 11 – 17 ноября 2019 г. Но Мстислав Максимович проявил не- вероятную настойчивость. Он поступа- ет в Гатчину, где оканчивает школу «Га- маюн». Экзамены на звание пилота он сдал 22 августа 1911 года. Согласно истории авиации, Золотухин – один- надцатый авиатор России, получивший диплом лётчика. Надо было «отрабатывать» деньги. По контракту Золотухин совершает показа- тельные полёты в небе Царицына, Одес- сы, Севастополя. После этого его ждали в уездном Ельце, куда он прибыл вместе с женой и механиком Лебедевым. Тревожное небо Ельца 17 августа 1911 года дул сильный ветер. Накануне на город обрушился шкваль- ный дождь. Двухместный «Блерио» с огромными крыльями чем-то напоми- нал мокрую курицу. Лететь в такую по- году – рискованное дело. Но предста- витель Воронина требовал, ибо все би- леты были раскуплены, на ипподроме в первых рядах сидели елецкие купцы- толстосумы, «отцы» города. Мстислав Максимович решился на по- лёт. Среди горожан даже нашлись смельчаки, готовые подняться в небо с Золотухиным. Но авиатор категориче- ски отказался взять с собой в полёт пас- сажира, а для балансировки двухмест- ного аэроплана приказал Лебедеву подвязать гирю. Золотухин сел в само- лёт, затарахтел мотор. Аппарат за- скользил по сырой траве и затем мед- ленно поднялся в небо. Встречный ветер рвал брезент кры- льев, а лётчик потихоньку набирал вы- соту. Аэроплан летел по прямой. Внизу буйствовала толпа, рукоплескала от- важному авиатору. Неожиданно зата- рахтел мотор и заглох. Ипподром ах- нул. Золотухин предпринял попытку положить аппарат на правое крыло, сделав при этом поворот, и призем- литься. Но мотор молчал. Аппарат стал падать. В истерике забилась жена лёт- чика. Самолёт рухнул на поле ипподро- ма, придавив авиатора. Толпа, сломав ограждение ипподрома, окружила упавший аэроплан. Смерть Смерть Мстислава Максимовича по- трясла ельчан. 19 августа уездная газе- та «Елецкая жизнь» напечатала сти- хотворение «На смерть авиатора Золо- тухина»: …Ещё один из стаи смелых Погиб…Собрались торгаши. Волна суждений скороспелых, Учтены цель и барыши… В гибели Золотухина пресса обвинила Воронина, который испортил мотор аэроплана. Рыбопромышленник не остался в накладе, застраховав крыла- тую машину на сумму в десять тысяч рублей. А похоронили отважного авиа- тора в Ельце на Казанском кладбище. Священник Вознесенского собора Вик- тор Архангельский сделал соответству- ющую запись в метрической книге о смерти лётчика. А журнал «Искра» в № 34 (воскресение,4 сентября по ста- рому стилю) 1911 года поместил фото- графии нашего земляка. Был там и сни- мок с похорон Золотухина. Хорошо знавший Мстислава Максимовича рос- сийский авиатор Борис Илиодорович Россинский вспоминал позднее: «Золо- тухин говорил мне, что хочет показать полёты своим землякам-ельчанам. Вскоре стало известно, что на его полё- ты собрался весь город, но зрителям пришлось видеть только взлёт самоле- та и гибель авиатора. Я совершал полё- ты в Ельце 25 и 27 мая 1912 года. Конеч- но, народ, переживший трагическую гибель своего земляка, был настроен мрачно, некоторые заранее предсказы- вали мне смерть, что, разумеется, за- ставляло меня нервничать. Но я летал удачно… Прошло семь лет, и мне снова довелось летать над Ельцом – в поис- ках конницы Мамонтова (рейд белока- зачьего корпуса Мамонтова по тылам Красной Армии, август-сентябрь 1919- го года). Вылетая из Богородицка, я очень волновался, приближаясь к Ель- цу. Мне вспомнились былые времена зарождения авиации, когда даже ми- нутные полёты волновали, удивляли народ. Мне вспомнился герой Золоту- хин, отдавший свою молодую жизнь при покорении воздушной стихии, и много таких же героев. Это они прокла- дывали первую дорогу героям космоса. Слава им, смельчакам!» . Виктор ЕЛИСЕЕВ, краевед в тему Первые рекорды русских авиаторов Н ачало XX века связывают с развитием авиации в России. В 1908 году в Петербурге создан Всероссийский аэроклуб с отделениями на Дальнем Востоке, в Иркутске, Оренбурге и Нижнем Новгороде. А уже в 1910 году на международной авиационной неделе в Петербурге Николай Ефграфович Попов установил мировые рекорды продолжительности (2 часа 04 минуты) и высоты (600 метров) полётов. В 1911 состоялся знаменитый перелёт из Петербурга в Москву. Удачным этот проект назвать трудно. Авиатор Александр Алексеевич Васильев стал единственным из двенадцати лётчиков, успешно завершившим первый в истории авиации России перелёт. Константин Шиманский погиб. До 1914 года русские лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полётов. К 1913 году создали «Русский Витязь» – первый в мире четырёхмоторный самолёт. 2 августа 1913 года установили мировой рекорд продолжительности полёта – 1 час 54 минуты. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст. Позже, в результате доработки появился «Илья Муромец», ставший первым в мире пассажирским самолётом. Курсанты школы «Гамаюн» Молебен перед перелётом Петербург-Москва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz