Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

11 главная тема Д Е Н Ь Н А У К И душе было своё «Евангелие коммуниз- ма», и он по-своему воспринимал про- исходящее. И боролся с действитель- ностью как мог. В той же «Осударевой дороге» Пришвин показал особый тип новой социальной соборности. Роман он писал почти всю жизнь. Если почитать дневники, то замысел родился в 1905 году, задолго до Ок- тябрьского переворота. Писатель хотел рассказать историю мальчика, заблу- дившегося в лесу. Это потом возникнут «особые» обстоятельства, строитель- ство Беломорско-Балтийского канала… Кстати, многолетний труд Пришви- на так и остался незавершённым. Кни- га пережила несколько редакций, её не принимали – смущала сама тема о за- ключённых и насилии над личностью. По сути, вещь-то была нецензурная… А если мы всё-таки вернёмся к третье- му – современному – этапу пришвино- ведения, то возникают новые научные изыскания, связанные с его мифопо- этикой, его философией всеединства. Михаил Пришвин родом из Серебря- ного века, он не избежал влияния Вла- димира Соловьёва, его «триединства» красоты, блага и добродетели. При- швин – писатель синтетический. Сам он определял «Осудареву дорогу» как роман-сказку. Но мы считаем, что в его контексте миф и сказка неразделимы. Сказочность имеет развлекательный характер, а мифопоэтика придаёт глу- бину смыслу. Если мы возьмём для при- мера путь становления главного героя, зовут его Зуёк – маленькая быстрая чайка, то он из закрытого старообряд- ческого пространства ожидания смерти выходит на новый уровень, приобрета- ет черты культурного героя и становит- ся похожим на Прометея, спасающего человечество. Произведение пропита- но символикой, мифологией. Для Пришвина характерен сквозной типМарьиМоревны, который встреча- ется уже в «Кащеевой цепи». Он вооб- ще часто использует прототипы. Зуёк – это мальчик, которого Пришвин в 1933 году встретил на завершающем этапе строительства Беломорканала. Тогда Михаил Михайлович активно путеше- ствовал и искал сюжеты… – Прослеживается некая аналогия с Горь- ким, который поехал на Соловки посмо- треть, как в лагере особого назначения перековывают людей. А ведь Максим Горький очень ценил Михаила Пришвина! – Горький в тот же год, что и Пришвин, был на строительстве Беломорско- Балтийского канала и даже стал редак- тором книги, в которой воспевалась та самая пресловутая перековка людей. – А Пришвин? – Михаилу Михайловичу хотелось в книге опубликоваться, он даже посы- лал свою статью, но её не приняли. По- том он был этому очень рад, а поначалу расстроился. – То есть Пришвин поехал на канал, что- бы найти героя? – Скорее, ему нужна была реальная ос- нова для воплощения своего мифа… – Так он же сложился у него в 1905 году? – Это сложный вопрос. Ответ можно найти в его дневниках. Кстати, имен- но «Дневники» Пришвина, на мой взгляд, – его главное произведение. Пришвин вёл «Дневники» всю жизнь и даже завещал сохранить его запи- си. Зуёк – это не только встреченный на берегу канала мальчик. Это – и сам Пришвин. Почему писатель так долго создавал свою книгу? Сам он так отвечал: «Бо- юсь остаться пустым». Главные его размышления в романе: государство и личность. Он вспоминает Пушки- на, Толстого, Достоевского, Гёте, пы- тается найти ту уникальную ситуацию, когда ни государство не подавляет че- ловека, ни личность не растворяется в государстве. Ему интересен момент, когда личность вливается в коллектив, но не теряет своей индивидуальности и самости. Пушкин и Толстой решают дилемму в пользу государства, а Пришвин пыта- ется найти свой путь движения к все- человеку и всеединству. Вся его жизнь протекла между двух берегов: «хочет- ся» и «надо». Эта мысль родилась у Михаила Михайловича ещё при гибе- ли императора Александра-освободи- теля. В романе Пришвин пытался собрать воедино всю свою философию, все свои мысли. – Получается некая утопия. . . – Но писатель в это верил. И говорил: «Пишу, какживу, иживу, как пишу». Ро- ман не заказной. Просто у автора был свой взгляд на происходящее. В эпоху воинственного коммунизма писатель снова возвращается к Богу. Пришвин – выходециз старообрядческой семьи. Но на него оказали огромное влияние фи- лософские течения Серебряного века, Мережковский, Соловьёв. Его взгляд на старообрядчество хорошо прочитыва- ется в романе. «Мирскуюняню» все ува- жают, она спасает детей, но она верит в «конец света». ИПришвин разрушает её веру, говорит, чтомир не конечен, онпо- стоянно в движении. Наиболее харак- терный архетип для Пришвина – круг. Но не бессмысленная бесконечность, а последовательное круговое движение по спирали к всеединству. – А конечная точка спирали? – Есть теория, что всё человечество происходит из распада одного едино- го всечеловека. И конечность – в соби- рании этого первочеловека, когда лич- ность не теряет своей уникальности, а сосуществует в едином целом. Если мама дала ему религиозные осно- вы, то отец – веру в «голубых бобров», рисунок с ними парализованный Ми- хаил Пришвин-старший подарил сыну перед смертью. От отца писатель унас- ледовал стремление к сказочному, не- бывалому, высокому. Проследить путь Пришвина к Богу можно даже по эпиграфам к его рома- ну – со временем и в зависимости от его созревания они менялись. В книгу так и не вошли слова из Евангелия: «Аще сниду во Ад, Ты тама еси». Это был тре- тий эпиграф. Замечательный толкова- тель, один из основателей нашей при- швинской школы, Галина Павловна Климова отметила, что библейское ми- ропонимание обретает подлинное зна- чение для Пришвина именно к концу жизни. Кстати, главного героя романа – Зуйка – встречает в некоем тёмном простран- № 5 (543), 4 – 10 февраля 2019 г. Сергей ЛОГВИНЕНКО: Пришвин помогает человеку расти! Во время войны была опубликована книга Михаила Михайловича о природе. Не потому, что государству захотелось, чтобы народ почитал о ручьях и полях. Нет! Там заложены те самые ориентиры, которые дают человеку надежду. Так что Пришвин актуален всегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz