Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

14 экономика Ф И Н А Н С О В Ы Й С Е К Т О Р урожая отдельных видов зерновых по- дорожали крупы и бобовые. Выросла стоимость услуги по обращению с твёр- дыми коммунальными отходами из-за введения новой системы вывоза и ути- лизации мусора. Вместе с тем, подеше- вел сахар в условиях хорошего урожая сахарной свёклы. В годовом выражении снизилась стоимость свинины и яиц в связи с расширением их производства. По сравнению с прошлым годом поде- шевели смартфоны и металлочерепица, поскольку спрос на них снизился. – Почему возникает инфляция? – Цены могут расти быстрее или мед- леннее. В первом случае говорят о по- вышении инфляции, во втором – о её снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Давай- те рассмотрим их на примере ускоре- ния роста цен. Во-первых, инфляция может расти при увеличении потребительского спроса. Например, когда мобильные телефоны стали доступныширокому кругу росси- ян, желающих пользоваться сотовой связью стало значительно больше. Со- товые операторы не успевали сразу подстроиться под высокий спрос: не хватало вышек и свободных частот. Поэтому цены на мобильную связь были достаточно высокими. Но когда у операторов появились дополнитель- ные мощности, цены на услуги связи стали снижаться. Иногда причиной опережающего роста спроса могут стать более доступные кредиты или ускоренный рост доходов экономических субъектов. Во-вторых, может сложиться ситуация, когда инфляция растёт в результате не- достаточного предложения. Например, из-за неурожая, введения ограничений на ввоз иностранных товаров, дей- ствий монополиста на каком-то рынке. Так, в 2015 году ограничения на ввоз помидоров из Турции обусловили рост цен на них в связи со снижением пред- ложения. Однако это послужило стиму- лом для развития импортозамещения. В результате в настоящее время пред- ложение по томатам почти полностью сформировано отечественными произ- водителями, что оказывает сдержива- ющее влияние на рост цен на этот вид товара. В-третьих, динамика курса националь- ной валюты к инфляции приводит и к росту цен на импортируемые товары, который может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и сни- жением курса национальной валюты. Особый фактор влияния на инфля- цию – это инфляционные ожидания – предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые бизнесом и населением. Ожидаемый уровень инфляции учитывается про- изводителями при принятии реше- ний, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объё- мов производства и инвестиций. Ин- фляционные ожидания домохозяйств влияют на их намерения о том, какую часть средств, имеющихся в их распо- ряжении, направить на сбережение, а какую – на потребление. Решения экономических субъектов воздей- ствуют на спрос и предложение това- ров и услуг и, в конечном счёте, на ин- фляцию. – Что человеку, не знающему ничего об инфляции, нужно знать о ней в первую очередь? – Инфляция – это естественный про- цесс в рыночной экономике. Банк Рос- сии, реализуя денежно-кредитную по- литику, стремится к обеспечению це- новой устойчивости и поддержанию стабильно низкой инфляции – вблизи 4 процентов постоянно. Это позволяет сбалансировать спрос со стороны по- купателей и производителей товаров и услуг. Как мы уже говорили, при уве- личении потребительского спроса цена на товар растёт, и это является сигналом производителю о том, что данного товара не хватает, надо обра- тить внимание на этот сегмент рынка, вложить инвестиции и увеличить его производство. И наоборот, если товар мало востребован, цена на него сни- жается, то это тоже сигнал производи- телю о необходимости уменьшить производство данного товара или из- менить его потребительские характе- ристики. Важно отметить, что высокая и непред- сказуемая инфляция опасна как для граждан и предприятий, так и для эко- номики в целом. Снижается покупа- тельная способность доходов, обесце- ниваются сбережения, усиливается со- циальное неравенство. Что касается предприятий, то в этом случае неопре- делённость и высокие инфляционные риски мешают строить долгосрочные производственные планы, инвестиро- вать на длительный срок. Но в то же время и обратный процесс – дефляция – вовсе не благо. Дефляция – это снижение общего уровня цен на товары и услуги. При дефляции люди откладывают покупки в ожидании снижения цен. Происходит перенасы- щение рынка товарами и услугами. Предприятиям становится невыгодно производить товары и услуги в преж- них объёмах, хранить и реализовы- вать уже выпущенные товары прихо- дится в убыток. Представьте, что вы решили, напри- мер, открыть своё производство мебе- ли. Закупили оборудование, материа- лы, изготовили столы и стулья и хотите их продать. А в стране дефляция, цены на всё падают. Вашу мебель никто не покупает: все ждут, когда она станет ещё дешевле. В связи с этим у вас нет денег, чтобы заплатить работникам, пополнить запасы материалов и фур- нитуры. В итоге вы разоряетесь и за- крываете бизнес, а ваши работники остаются без работы. Получается, для граждан и экономики в целом опасны и высокая инфляция, и дефляция. Лучший сценарий для биз- неса и любого человека – стабильно низкая, предсказуемая инфляция, при № 47 (585), 11 – 17 ноября 2019 г. Ирина ТИМОНИЧЕВА: Цель по инфляции в России, которую Центральный банк стремится поддерживать, – вблизи 4 процентов постоянно. Прогнозы Банка России по инфляции на текущий год благоприятные – она продолжает замедляться. До конца года риски ускорения и замедления инфляции сбалансированы Ирина ТИМОНИЧЕВА: При низкой устойчивой инфляции будущая динамика цен предсказуема, соответственно можно более эффективно принимать решения о сбережении или потреблении и таким образом лучше планировать свой бюджет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz