Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Б олее 60 процентов детей признаются, что при определённых обстоятельствах испытывают ненависть к одноклассникам. Половина говорит о том, что приятели их «подло предали», «обидели». 25 процентов с ненавистью относятся к «подхалимам» и «любимчикам» учителей. Другими распространёнными причинами, по которым одни школьники ненавидят других, стали зависть к чужому успеху, личные обиды и соперничество. Число конфликтов становится в разы больше, если в классе есть агрессивные дети, постоянно дестабилизирующие обстановку. Сами ребята говорят о том, что именно приход агрессивного ученика в коллектив порождает конфликты детей в школе (примерно 35 процентов опрошенных). Девочки признаются, что часто конфликтуют из-за мальчиков. в тему 25 общество Р Е Ш Е Н И Е Д Л Я П Р О Б Л Е М Ы изменилось представление людей о ценности жизни. Воспитание ребёнка в одной семье часто не совпадает с вос- питанием в семье соседа по подъезду. И если ещё полвека назад родители недо- росля, попавшего в неприятную ситуа- цию, обязательно разговаривали с ним, наказывали, если он того заслуживал, то нынче заботливые мамы чаще сразу бегут в школу – не выяснить причину, а пожаловаться на учителя. Стоит ли так поступать? По мнению специалистов, реакции со- временных людей на конфликты обу- словленынашим укладомжизни. Из-за открытого доступа к миру у нас на слу- ху слишком много посторонних про- блем. Кроме того, по телевидению каж- дый день показывают передачи, в кото- рых собравшиеся обсуждают истории, делают предположения и сами ищут правду. Может, и в реальной жизни де- тям и взрослым хочется создать соб- ственное шоу, в котором они будут главными героями, зрителями и судья- ми одновременно. Но телевизор можно выключить, а свои проблемы не отключишь кнопоч- кой на пульте... Тебя услышат Одна из программ проекта – тренинг «Круг сообщества». У каждого участ- ника – а это непосредственные свиде- тели или зачинщики конфликта: одно- классники, учителя, родители – есть возможность высказаться по разным темам: как ребёнок чувствует себя в классе, чем может быть полезным окружающим. Все говорят по очереди и свободно, когда в руках оказывается некий «Символ слова» – тотемный предмет, благодаря которому человек не боится быть неуслышанным. Закон тренинга: взял статуэтку в руку – тебя все слушают, не перебивают. Некая га- рантия, которой нам так не хватает в обычной жизни. Задача ведущего, специалиста-медиа- тора, помочь через слово найти выход из ситуации, которая мешает уверенно чувствовать себя в обществе. Договор перемирия В рамках проекта был организован трёхдневный курс по навыкам восста- новительной медиации у школьников, которые позволяют проводить проце- дуры примирения среди сверстников. Ведущий Рустем Максудов, председа- тель всероссийской ассоциации вос- № 46 (584), 4 – 10 ноября 2019 г. становительной медиации, поделился с ребятами секретами процесса медиа- ции. «На тренинге обсуждают всё, что будет за тренингом» , – сказал Рустем. Вот пример… Допустим, во время контрольной рабо- ты две одноклассницы попросили тре- тью – отличницу – разрешить списать ответы. Она отказала, объяснив, что не успевает решить задания. Но вскоре выяснилось: она всё сделала верно, но не хотела выполнить просьбу одно- классниц. Возникли обида и ссора. И вот на стулья садятся две девочки в роли медиаторов, а перед ними одно- классницы, получившие плохую оцен- ку. Начинается беседа – только по опре- делённым правилам, которых нам и не хватает за пределами тренинга. «У специалиста нет задачи совето- вать, – объясняет Лилия Кривоносова. – Он не должен быть на чьей-либо сто- роне. Он лишь контролирует ситуацию, чтобы она была спокойной и каждый имел возможность высказаться, не оскорбляя другого». Медиатор задаёт вопросы, девочки проговаривают ситуацию и ищут вы- ход из положения. Специалиста инте- ресуют разные точки зрения, он задаёт вопросы, чтобы все поняли друг друга, простили и составили некий договор перемирия. Такие занятия учат не только правиль- ному поведению. Ребята, прошедшие тренинги, сами могут в каких-то про- стых ситуациях выступать в роли меди- аторов. В школах, где проходил экспе- римент, будут созданы «примиренче- ские» команды. За тренингом Что нужно знать тем, кто был «за тре- нингом»? Первое – с детьми нужно раз- говаривать, интересоваться их жиз- нью, давать советы, задавать вопросы. Человек отличается от зверя тем, что владеет силой слова. У каждого из нас есть некий тотем. Но мы забыли об этом, потеряли его в гаджетах, лайках и бесконечном потоке новостей. Второе – прямо сейчас, прочитав жур- нал, подойдите к своему ребёнку. Пого- ворите с ним хотя бы четверть часа. И делайте так каждый день! . Александра КИСЛОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz