Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

26 культура Т Р И Б Ь Ю Т № 45 (583), 28 октября – 3 ноября 2019 г. глуховатый, звук. Карен Вирабян рас- сказал «Итогам недели», что дудук де- лают только из сердцевины дикорасту- щего абрикосового дерева, причём не младше восьми лет. По-армянски дудук называется «циранапох», что перево- дится как «душа абрикосового дерева», и желательно, сказал музыкант, чтобы это дерево выросло в Армении. Объяс- нить почему, сложно – это на уровне тончайших вибраций. Наблюдая за игрой дудукиста, понево- ле задаёшься знаменитым вопросом Окуджавы: как умеют эти руки, а в дан- ном случае – щёки, эти звуки извле- кать?! Музыканты, растолковал Карен, пользуются техникой непрерывного дыхания: дыша только носом, они со- храняют воздух в надутых щеках, а по- ток воздуха из ротовой полости создаёт ту самуюнепрерывную тонику, которая поистине завораживает. Если задуматься, то во всём мире суще- ствуют сотни этнических духовых му- зыкальных инструментов, всевозмож- ных дудок, жалеек и просвирелок, оста- ющихся, с позволения сказать, инстру- ментами для внутреннего пользования. Даже в соседней с Арменией Грузии играют на этническойфлейте, называе- мой саламури, которая издаёт похожий звук. И её делают только из абрикосо- вого дерева, но кто о ней слышал? Возможно, мировая популярность ду- дука – заслуга выдающегося армянско- го музыканта-пассионария Дживана Гаспаряна, которому удалось выйти за границы национальной музыкальной культуры. Это его дудук, похожий на человеческий голос, звучит в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искуше- ние Христа», музыку к которому писал Питер Гэбриел, а также в саундтреке к фильму «Гладиатор». Первый дудук, по словам Карена Вира- бяна, появился почти четыре тысячи лет назад, более того, в Армении суще- ствует поверье, что дудук был един- ственным музыкальным инструмен- том, который Ной взял в свой ковчег. Сам Карен играет на дудуке с раннего детства, у него дома целая коллекция этих инструментов, самому старому из которых почти 150 лет – на нём играли три поколения дудукистов. Любопыт- но, что на дудуке надо играть несколько лет, чтобы он обрёл полноту звучания. Поэтому музыкант взял с собой в Ли- пецк инструмент, которому исполни- лось всего лишь семь с половиной. – Это ещё ребёнок, – сказал Карен, нежно погладив своё деревянное дитя. –Пусть учится. А старикамможно и от- дохнуть! Воробушек по имени Полина Где-то в середине программы в зал влетел Воробушек – уже упомянутая выше актриса театра «Современник» Полина Пахомова. Причём влетела она не со сцены, а через двери в сере- дине зрительного зала, как это делает- ся нынче в авангардных театрах. На ней было до крайней степени изно- шенное пальтецо, над которым, види- мо, долго и тщательно трудились мно- гоопытные костюмеры театра «Совре- менник». В руках у Воробушка была железная кружка с мелочью, с которой она пробежалась по рядам оторопев- ших зрителей, собирая милостыню, а потом вольготно улеглась на краю сце- ны, пересчитывая свои копейки. Всё выглядело предельно правдопо- добно. И случись Станиславскому быть в тот вечер в Липецком доме му- зыки, он, вероятно, крикнул бы: «Верю!». На сцене к Полине присоеди- нился другой актёр «Современника» – Сергей Котюх, сыгравший Луи Лепле, того самого антрепренёра и владельца кабаре «Жернис» на Елисейских По- лях, который нашёл на улицах Парижа это поющее чудо в рваных чувяках и обносках, ту самую малышку Пиаф, которая за какие-то жалкие сантимы невыразимо талантливо пела: «Роди- лась, как воробей, прожила, как воро- бей, умерла, как воробей». Мне, есте- ственно, никогда не приходилось слы- шать Пиаф живьём, но теперь я имею почти корректное представление, как это было. «Мне Бог дал голос, и я смогла вырвать- ся оттуда, где остаются навечно» , – говорила Пиаф. Полине Пахомовой, к счастью, Бог тоже дал голос, пользо- ваться которым её никто, как и Воро- бушка, не учил. Удивительно, конечно, но Полина достигла такого исполни- тельского уровня сама, по одним толь- ко записям. Пожелаем же ей творче- ских успехов. Вот только жаль, что Аз- навура на трибьюте не было. Представ- ляю, как бы радовался старик! . Владимир БАШМАКОВ, фото автора Артисты концерта после трибьюта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz