Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
24 культура Т Р И Б Ь Ю Т задача которого не просто в точности «перепеть» оригинал, а переосмыслить его, проникнув в глубину творческого замысла автора. Поэтому в трибьютах, сделанных на совесть и со вкусом, уде- ляется внимание не только знаковым произведениям «виновника торже- ства», но и особенностям музыкальной атмосферывремени и страны, в которой они создавались. Как рассказал «Итогам недели» Игорь Верещагин, именно с этой целью в про- грамму липецкого трибьюта включили знаменитую ариюШарлотты «Пусть те- кут мои слёзы» из оперы Жюля Массне «Вертер» в исполнении талантливой ли- пецкой певицыИриныПоповой. Но где, возможно, спросит кто-то, Массне, а где Шарль Азнавур? Тем не менее связь есть, и весьма очевидная – Азнавур ро- дился в 1924 году, в Париже, в музы- кальной жизни которого «Вертер» за- нимал в те годы далеко не последнее ме- сто. К тому же маленький Шахнур был музыкально одарённым ребёнком и ра- ботал в парижских театрах на подпевке, или, как сейчас скажут, на бэк-вокале. И уж совсем не удивительно, что для участия в трибьюте пригласили дуду- киста из Белгорода Карена Вирабяна. Ведь дудук – армянский духовой ин- струмент, который сегодня знают во всём мире, – в последние десятилетия стал олицетворением музыкальной культуры Армении. По словам Игоря Верещагина, первый импульс создать трибьют Азнавуру появился у него давно, ещё в начале «нулевых», когда величайший шансо- нье всея Франции был в зените славы. И так уж устроены творческие люди, что идея, посетившая их, требует вы- хода: матрица в голове Верещагина, как он сам выразился, постепенно за- полнялась. – Репертуар Азнавура стал входить в меня, я готовил множество фортепиан- ных версий различных его песен. Те из них, что включены в программу три- бьюта, – лишь надводная часть айсбер- га, – рассказывает Игорь Фёдорович. – И этот процесс особенно ускорился в 2003 году после знакомства с вокали- стом Филиппом Вартаном Мелхиседе- ком – великим знатоком французского шансона. У него не только голос насто- ящего шансонье, но также светлая го- лова и отличный французский! Любопытно, что сам Филипп Вартан в те годы относился к творчеству Азнаву- ра весьма прохладно. «Азнавура, честно говоря, я не очень любил и куда с большим удовольствием слушал и пел тех, кого он намного опередил в рейтинге, того же Жака Бреля, – вспоминает Филипп Вар- тан. – Но чем глубже я вникал в песни Аз- навура, тем больше в них влюблялся: они были написаны поющим певцом для пев- ца, который, исполняя их, испытывает наслаждение – они идеально ложатся в голос. Песня с музыкой и текстомШарля Азнавура – это картина с множеством деталей, которую можно рассматри- вать бесконечно!» Трибьют Азнавуру стал значимым, даже этапным, выступлением и для ЛИД-проекта, другого детища Игоря Верещагина. – Это открытый проект Липецкого дома музыки, название которого сло- жено из заглавных букв имён трёх ос- новных его участников: скрипача Лизы Разумовой, вашего покорного слуги и саксофониста Дмитрия Кокшина, – рассказал Игорь Фёдорович. – Почему открытый проект? Эту гибкую художе- ственную конструкцию мы при необходимости дополняем ведущими музыкантами Липецка. В этот раз базовое трио разрослось до масштабов секстета: играть в составе ЛИД-проекта пригласили клавишника Александра Ивашкина, гитариста Мак- сима Катрука и барабанщика «Казаков России» Кирилла Башмакова. Тут уже до октета рукой подать, а там, глядишь, и биг-бэнд сложится! По словамИгоря Верещагина, трибьют практически был готов уже к весне это- го года. – Но тут мне довелось увидеть высту- пление актрисы театра «Современник» Полины Пахомовой, создавшей сцени- ческий образ Эдит Пиаф, без которой Азнавур едва ли бы стал тем Азнаву- ром, которого мы знаем. Я понял, что без участия Полины наш трибьют не будет полным, и на то, чтобы матрица заполнилась окончательно, ушло ещё несколько месяцев, – уточнил Игорь Верещагин. «Если запел Азнавур, то запоёт и табуретка» У человека, далёкого от истории шан- сона, может возникнуть ложное пред- ставление, чтоШарль Азнавур только и делал, что купался в славе. Увы, после первых его концертов в 40-х годах кри- тики дружно изощрялись в остроумии: «Если запел Азнавур, то запоёт и табу- ретка», «его голос напоминает скрип несмазанных колёс», «у этого малень- кого человечка, наверное, хрониче- ский бронхит», «...выходить на сцену с такой внешностью и голосом – позор». Шарля освистывали, предлагая занять- ся… пантомимой, чтобы только не слы- шать его голос, хотя музыка и слова пе- сен, которые он писал, нравились поч- ти всем, даже самым жёстким крити- № 45 (583), 28 октября – 3 ноября 2019 г. Всё изменилось волшебным образом в жизни Азнавура после его знакомства с великой Эдит Пиаф, обладавшей голосом, который называли «смесью гильотины с оперой»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz