Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
33 гид И М Я Духовное начало В детстве Николая Боголюбова не было даже намёка на его будущую профессию. Родился он в селе Ивановское Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области). Его отец Иван Петрович Боголюбов был сначала руководителем церковного хора, а затем исполнял обязанности псаломщика. Мать Пелагея Николаевна (в девичестве – Журавлёва) вела домашнее хозяйство. Коля окончил сельскую школу и поступил в Раненбургское духовное училище. В 1914 году Боголюбовы всем семейством переехали в город Михайлов, где жила их старшая дочь, работавшая учительницей. В 1917 году Николай сдал экзамены в институт народного образования и записался в драматическую студию при Рязанском городском советском театре. Так начался творческий путь будущего народного артиста. Красноармейский театр В январе 1920 года Николая призвали в ряды Красной армии. Но вскоре красноармеец Боголюбов заболел брюшным тифом и был откомандирован для прохождения дальнейшей службы в Рязанский красноармейский театр. Позже его переименовали в Революционный самодеятельный театр Красной Армии. Там он сыграл свои первые значительные роли: царя Ирода в «Савве», Вильгельма Телля в одноимённом спектакле, Дорна в «Чайке», Яичницу в «Женитьбе». Высшая школа мастерства Демобилизовавшись в апреле 1922 года, Николай Боголюбов вернулся в Рязанский городской советский театр и оттуда был направлен учиться в Москву – в ГИТИС. Проучившись там год, Боголюбов перешёл в Государственные экспериментальные театральные мастерские при театре имени Мейерхольда. Николай Боголюбов стал одним из ведущих актёров труппы. Сыграл на этой сцене Несчастливцева и Петра («Лес»), Скалозуба («Горе от ума»), Жухрая («Как закалялась сталь»), Ляпкина- Тяпкина («Ревизор»). Боголюбов создавал самые разные образы – от героико-драматических до комедийных. Работая у Мейерхольда, актёр прошёл высшую школу мастерства, которую потом ярко продемонстрировал в кино и на сцене МХАТа, куда перешёл сразу же после закрытия театра Мейерхольда в 1938 году. К этому времени Николай Боголюбов был уже известным актёром, а на его счету – несколько заметных ролей в кино и десятки сыгранных в театре. Тотальное признание Боголюбова, которое пришло после участия в фильме «Великий гражданин», безусловно, сказалось на его репертуаре в художественном театре. Особый успех ждал актёра именно в пьесах советских авторов, где он, со свойственными ему мощным темпераментом и обаянием, исполнял роли социальных героев, сыгранных всегда на высших струнах его талантливой индивидуальности. Обаяние киногероя С первых же работ в кино определился будущий тип киногероя Николая Боголюбова – лидер, борец за советскую власть. Началось это с роли начальника политотдела Николая Мироновича в «Крестьянах» режиссёра Фридриха Эрмлера. Поэтому неудивительно, что на роль Шахова (прототип С.М. Кирова) в «Великом гражданине» Эрмлер позвал именно Боголюбова, так как уже хорошо знал грани его таланта – характерность, точный психологический рисунок образа и тонкую иронию. Замечательно был сыгран Боголюбовым начальник экспедиции комсомольцев-геологов в «Семеро смелых» Сергея Герасимова. К творческим удачам Николая Боголюбова стоит отнести и работу в картине «Парень из нашего города» режиссёров Александра Столпера, Бориса Иванова и Александра Птушко, где актёр сыграл хирурга Аркадия Бурмина. В 1950–1960-е годы Николай Боголюбов продолжил на экране галерею ролей руководителей разного ранга. Среди них в первую очередь стоит отметить работы в картинах режиссёра Владимира Басова – «Случай на шахте восемь» и «Жизнь прошла мимо». Прощание со сценой и экраном Боголюбов был востребован и признан как зрителями, так и властью. Об этом можно судить по тому факту, что в период с 1941 по 1950 год он был удостоен шести Сталинских премий за свои работы в театре и кино. Если бы не болезнь, отнявшая у актёра здоровье и силы, то, возможно, карьера Боголюбова удачно продолжалась бы до конца его дней. В последний раз Николай Иванович появился на экране в 1968 году в роли Ворошилова в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». В 1958 году из-за болезни Николай Иванович навсегда распрощался со сценой, а через несколько лет и с кинематографом. Последние годы жизни актёр провёл рядом с дорогими ему людьми – женой, сыном, невесткой и внуком. Сердце народного артиста РСФСР остановилось 9 марта 1980 года. Николай Боголюбов прошёл большой жизненный и творческий путь. Несмотря на смену эпох и идеологий, его персонажи остались в истории отечественного театра и кино как пример высококлассного актёрского мастерства. Телевидение не забывает фильмы с участием Боголюбова, демонстрируя многие из них на канале «Культура» и напоминая современным зрителям об Актёре с большой буквы. . Елена ИВАНОВА «Великий гражданин» сталинской эпохи Популярность народного артиста РСФСР Николая Боголюбова началась после выхода на экраны фильма «Великий гражданин», сделавшего его по-настоящему знаменитым и закрепившего за ним образ достойного советского гражданина, какого требовала сталинская эпоха № 43 (581), 14 – 20 октября 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz