Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

ги д и мя Z Липецк ий к рай отмечает 1 4 0 - летие своег о знаменитог о земляк а - Алек сея Ник аноровича К омарова , народног о худож ник а РСФСР, прославивш ег о родную российск ую землю и её ж ивой мир 3 1 MKfp ж ивотных. « Т е т ер ев а » . * > - ' А.Н. КОМАРО? Задуш евное чувство природы ви з и т н а я к а р точ к а А л е к с е й Н и к а н о р о в и ч К О М А Р О В - художник-анималист, график, живописец, скульптор. Родился в селе Скородном Тульской губернии Ефремовского уезда (теперь Данковский район Липецкой области). С 1900 года работал в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля, сотрудничал с Госиздатом, Учпедгизом, Детиздатом и другими госиздательствами. Иллюстрировал журналы. Станковая живопись художника экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Государственном Дарвиновском музее. Курской областной картинной галерее. Московском областном краеведческом музее. Коломенском районном краеведческом музее. Зоологическом музее МГУ, Музее коневодства. Биологическом музее имени Тимирязева, Историческом музее. Политехническом музее, музее «Ясная Поляна», Данковской картинной галерее и многих других коллекциях. СЫН ПОМЕЩИКА И КРЕСТЬЯНКИ В селе Ск ородном , в Вознесенск ой церкви, в 1879 году к рестили маль­ чик а, к оторый на свет появился 14 ок тября - в праздник Покрова П ре ­ святой Богородицы, Его родителя- №42 (580), 7 - 13 октября 2019 г. МИ были помещик Павел Феликсович Розетти и к рестьянк а Д арья И нш а- кова, служ ившая в поместье эк оном ­ кой. При крещении мальчика нарек ­ ли Алексеем , а поскольк у он был не ­ законнорож денным, то отчество и фа­ милию записали по к рёстному отцу, старосте Ник анору Комарову. Воспитанием Алёши занимались род­ ные сёстры отца - М аргарита, Да­ рья и Екатерина. Парнишка рос любо­ знательным. Зоркие глаза маленького Алёши внимательно наблюдали за по­ вадками домашних птиц и животных. А в альбомах, что дарили тётушки, по­ являлись очень похож ие зарисовки пе­ тушков и козлят. Однаж ды Маргари­ та Феликсовна заметила, что за сто­ лом мальчик лепит из хлебного мяки­ ша фигурки. Велели принести из о рага глины, научили, как мож но из неё ле­ пить. У ребёнка явно заявлял о се( ета­ лант, который нуж но развивать. 1ри- шлось Дарье Константиновне V. ша- ковой с сыном расстаться. Алек а я тё­ тушки увезли учиться в Тулу в ча( гную школу Адама Николаевича Кон< пац- кого. Позж е Алек сей окончил тзкже Тульское реальное училище. Т а л а н т х у д о ж н и к а - н а т у р а л и т а в 1896 году Алексей Комаров без грудз поступил в М осковское училище жи­ вописи, ваяния и зодчества. Одарён­ ный юноша сразу увлёкся рисовани­ ем ж ивотных. Студент он был добро- «Со: Атый». К а р т и н а А .Н . К о м а ро в а « К о с о л а п ы е ЛАКОМКИ». К а р т и н а А.Н . К о м а ро в а сов 'стный, много и увлечённо работал ваг ималистическом классе худож ника Алексея Степановича Степанова, регу- ляр 10 приходил в зоологический сад, где 1 аблюдал за повадками и делал на- орож и зверей. На )убеж е двух столетий задушевное чув;тво природы с к акой- то особен ­ ной силой одухотворяет творчество ху­ дожников и скульпторов, примыкав­ ших к «московской школе». Невозмож ­ нопредставить русское искусство той поры без охотничьих сцен Степанова, лошадок» Серова и Турж анского, «ле­ бедей» и «чаек» Рылова. Русские худож ники вместе с писате ­ лями И ваном Алек сеевичем Бун и ­ ным, Алек сандром И вановичем К у ­ приным и М ихаилом М ихайловичем Пришвиным внесли в поним ание лнималистической темы обострён ­ ный психологизм , философск ие раз ­ думья. С к а ж и , а т л а с ы , б у к в а р ь Уже с 1903 года Комаров принимает участие в выставках, где его картины, псобенно из ж изни ж ивотных, пользо- йлись успехом. Вскоре он становится пдним из видных худож ников-анима- листов. JEro увлекает оформление произведе- ^ний Крылова, Гоголя, Толстого, Некра­ сова, Чехова, «Русских народных ска- йк» Афанасьева. Александр Никанорович был одним из Составителей и иллюстраторов первого советского букваря. «ПЁарый до г». К а рт и н а А.Н. К о м а ро в а Он часто работает над изданиями для школьников, создаёт много учебных пособий, географических таблиц, ани ­ малистических плакатов и открыток . Комаров иллюстрировал детские книги и ж урналы «Светлячок», «М урзилка» и «Снегирь». Даж е при решении фанта­ зийных сюж етов в сказках у него сохра­ няется чувство совершенно реальных, «настоящих» зверей, птиц и рыб. «Его рисунки пером были проникнуты таким тёплым чувством симпатии к различным зверушкам, юмором и з а ­ дором. Это был особый изобразитель­ ный мир, где сказочные персонажи лю ­ бимых с раннего детства зверей дей ­ ствовали и жили, смеялись, прыгали, бегали, разговаривали между собой», - вспоминает худож ник Алексей М и ­ хайлович Лаптев. СОЮЗНАУКИ И ИСКУССТВА Алексей, ещё будучи студентом Туль­ ского реального училища, мечтал о пу­ тешествиях по дальним странам, про­ бовал проиллюстрировать книги зна ­ менитых писателей. М ечта его осу ­ ществилась - он побывал во многих №42 (580), 7 - 13 октября 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz