Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
3 0 культура И СКУССТВО и с мыс лы 9 . . л . Г оворят, человеку слабому, не имеющему нравственного стержня, легко попасть под обаяние зла вканиынизмОлороке С сочувствием ПРЯМО с ДЕТСТВА Помню, в детстве я любил разгляд ы ва т ь к арик а т урные к ар т инк и в са т и рическом ж у рнале «К рокодил ». Осо бенно нравились алк оголики. Всегда с блаж енной ул ыбкой на ус т ах, с о тто пыренными карманами и ра з вя з анны ми шнурками — они прои з водили впе ча т ление людей счас т ливых, никуда не торо пящихся, словно по щучьему веле нию получивших о т ж изни сам ое ва ж ное и необходимое. Чем- то напоминали они клоунов в цирке: всё время смеша т народ нелепыми выходками, падаю т. До старта личного алкогольного мара фона ещё оставалось время, и я просто не понимал, что потеря равновесия есть со циальное зло, отвратительное и опасное следствие постыдной страсти. Теперь-то я всё осознал и прочувствовал. Осуж даю коварн ый порок и вмеру слабых сил сво их борюсь с по з орным наследием бе з думной молодос т и. Но любовь к весё лым выпивохам из нагл ядной аги т ации сове тско го прошлого сохранил. ЛУЧШ Е , ЧЕМ В ЭРМИТАЖЕ На о ткрыт ие выс т авки плака тов ан т и алкогольной те ма т ики «Пь янс тв у бой », п риуроченной к всероссийскому Дню тре з вос т и, И сен тября , я не попал. От кровенно сказать, просто не знал о су ществовании трезвого дня в России и о такой в ыс т авке в Липецком м узее с оо т ве тстве нно. Но, как говори тся , не су т ь, и лучше п оздно, чем вообще ни разу... Встреча с героями прошлого всё- таки состоялась и прошла в камерной обста новке. Не то что где-нибудь в Эрмита же или Екатерининском дворце, где от наплыва китайских туристов созерцать прек расное порой нет ник ак ой воз мож ности. Здесь же посетителей в зале не было, сотрудник музея даж е позво лила фотографу сдвинуть стёкла витра ж ей, дабы снимки шедевров советского агитпропа не бликовали при вспышке. Экспозиция насчитывает более сорока работ и является не только ценным до кументальным свидетельством совет ских антиалкогольных компаний, но и самобытным, интересным артефактом эпохи, породившей коллективное бес сознательное современности. АНТИТЕЗЫ Передо мною два плак ата: на о/ ном изображ ён могучий труж еник с мет лой. Красный , как заря коммунизма. Решительно попирает он ногами чёр ных к арликов нэпм ановск ой наруж ности . Н адпись такж е не оставляет человечкам ник ак их шансов: «В ком мунизм не пройдёт алкоголизм!». Тя ж ёлое наследие царского реж има по беж дено прогрессивной идеологией и| ж елезной волей пролетария. На другом - позеленевший производи тель самогона в окруж ении змеевика,, дистиллятора и ёмк ости с самопаль ным С2 Н 5 0 Н . Взгляд его уныл, обра щён в себя: полосатый шлагба}м за гораж ивает муж чине дорогу к а зтло- му будущему - «С таким багажок' путь в коммунизм закрыт». Что это, т )гни- тивный диссонанс, родовое прокля тие многострадального этноса.? Те от того ли слова часто у нас расход i t c h с делом.? На плакате Осипова и XАчин ск ого — группа завербованн ых тре з венников голосуе т з а з доровый обра з ж изни и одновременно ра з ливае т з а спиной пол-ли тр а. Компо з иция сопро во ж дае тся ст ихо твор ным резюме: За трезвость голос подадут И тутже снова поддадут. Не так ли и мы, публично заявляя о не обходимости борьбы с чрезмерным употреблением и успехах, достигнутых культура ИСКУССТВО и смыслы ка:'том поприще, забываем упомянуть растущем количестве алкомаркетов II магазинов по продаж е самогонного оборудования.? 1)0, 1ЕЛЬ П ОВЕДЕНИЯ слову, ор гани зованн ые попы тк и приве ст и общ ес тво к тре з вос т и при- пик ались государс тво м неоднок ра т - по. З а всю ис тор ию ССС Р т ак их по чинов было пя т ь, и ка ж дый ра з обе- na i ИЯ справи т ь тре з вые пом инк и по: елёному з мию ос т авались в т уне. Особенно ак тивно антиалк огольную компанию вели в трудов ых к оллек т и- к ах.ч то нашлоо тр а ж ение ваги т ацион- 1 ЫХ а фишах э к спо з иции . Нерадивые колсо зн ики, с т аночник и , слесари - г / - ,Г'. 3 1 главные персона ж и п редс т авленных на выс т авке рабо т . Тамукрашают флаг, обнявшись, серп имолот. Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот. Д умаю , поэ т И ос и ф Б родск ий ни в коем случае не хо те л обиде т ь сове т ск ого человека. М ы- то с в ами умные люди, не з лоупо треб ляем и поним а ем, ч то фен омен асоциали з ации нахо ди т прочное основание в архе т ипиче ск их обра з ах древнего эпоса. Лю би мый ск а з очный герой нашего народа — Е меля, ле ж ащий на печи и радос т но со з ерцающ ий дейс тв и те льнос т ь. Ж и зн енный опы т советск их людей з ачас т ую подск а з ывал им енно т а кую манеру поведения. Упо треб ление же ал к оголя с т ановилось ес тестве н ной реак цией на бе з ре з уль т а т нос т ь и бесперспек т ивнос т ь нерациональ но органи з ованного тр уда, со з давало иллю з ию про з рения, выхода за рам ки прои з води те льных сил и прои з вод с тве нных о т ношений. К а р т и н к и с ВЫС Т АВКИ и и з ж и зн и В о т группа весёлых с тро и те лей ком муни з ма, ин тер пре т ирующих обеден ный перерыв как дионисийск ую ми с тер ию . И х лица све тятся р адос т ью , правые ладони сою зн о с ж имаю т гра- Р У ГР О Ш U EHA ЕИ Т Е АЬ 0 1 ОКНА С 1кЯ»и ПЮв01к«. С 1 «кои тобнмон Уш#рб)Д0р0 « к « N 2 41 (579), 30 сентября - 6 октября 2019 г. N° 41 (579), 30 сентября - 6 октября 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz