Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

28 культура В Е Р Н И С А Ж эксперт Андрей ЛОМОНОСОВ, искусствовед: -Б угровский – это фигура в художественной жизни Липецка, которая переросла Липецк. Важен момент его очень пристального и внимательного отношения к пластической живописной форме. Это требует отдачи и аскезы. Живопись Сергея – это не та живопись, которая хотела бы нравиться и быть интересной. Это интимный диалог. Это абсолютная полярность салонной живописи. Сергей не был зациклен на художественной репутации. Это человек, который постоянно работал, человек, который жил искусством и для которого вопросы самовыражения были вопросами существования, а не вопросами положения. То, что он проживал в своём творчестве – это была и теоретическая, и социальная проблема. Липецк – это не тот город, который является удобным пространством для реализации современного художника. Понятно, художник может творить где угодно. Но Сергей жил в том пространстве, которое сам создавал, конструировал и наполнял. Его творчество может нравиться или не нравиться, но, чтобы это понимать, нужно видеть. Сергей был настоящим миссионером современного искусства. Он много делал для его популяризации. К тому же обладал удивительной способностью собирать людей вокруг себя: привозил в Липецк интересных живописцев, выстраивал общечеловеческие контакты. И это тоже задача современного художника — связать таких разных, одиноких, разбросанных по жизни людей в один прекрасный букет. Серый мир На выставке – последние работыСергея Бугровского. Назвать их натюрморта- ми, хотя в экспозиции представлены изображения цветов, было бы неточно. Цветы лишь знак мира, нашей сейчаш- ней действительности, о которой по- стоянно писал Сергей. Поэтому цветы у него так хрупки, ломки и даже в бу- кетах одиноки. Они вызывают трепет- ную жалость, ощущение уязвимости и беззащитности. И подчёркивает это ощущение многогранный серый цвет. Больше оттенков серого, чем у Бугров- ского, было, пожалуй, только у Вела- скеса. Сергей хорошо усвоил урок Вик- тора Соболева — своим серым цветом он говорил о современном суровом и нескладном мире. «Из ценностной пары «красота и правда» Бугровский выбрал правду, – пишет в статье «Искусство добро- го человека» Тамара Зиновьева. – Это правда скудного, убогого бытия – не в бытовом (хотя и не без того), а в экзи- стенциальном смысле. Важно, что он работал именно с натуры. Бугровский не сочинял какие-то специально некра- сивые вещи, не искажал, не деформиро- вал их облик, а брал их из жизни. Его натура невзрачная, худосочная, бед- ная, скорбная. Цветы у него вялые, тё- теньки лишены соблазнительности... Однако неприглядную правду жизни он преображает по-доброму. Жизнь перед ним, как на исповеди, кается в грехах, а художник (проекция творца этого мира) внимательно выслушивает её, проникается её пороками и страдани- ями – и прощает». Его цветы растрёпанно стоят в вазах, их давно пора выкинуть, потому что они засохли. Но ведь это и про нас, такая вот неприглядная правда Нужно видеть, чтобы понимать Говорить честно Сергей всегда очень остро чувствовал несправедливость социального устрой- ства мира и как художник, по-своему, обращал внимание современников на это: то, протестуя против оболванива- ния людей, бил телевизоры, то обмазы- вал натурщиц кремовыми тортами, вы- сказывая свой протест против потре- бительского отношения людей к миру. № 40 (578), 23 – 29 сентября 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz