Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
шение на варку вина, позволяли сле- дить за корчейниками, занимающими- ся продажей «безъявочного» пития – палёного в переводе на современный язык. Елецкий кружечный голова Несмеянов 10 сентября 1615 года в «Явочной кни- ге» записал и одобрил 615 заявок – го- рожане получили право в течение 10 месяцев варить вино на домашние нужды. Чаще других с просьбой «укурить вин- ца» обращались казаки, потому что пили они усердно, но… зимой, посколь- ку к весне выступали на порубежную и полевую службу, где нужно было со- блюдать трезвость. Елецкие стрельцы «приказа» головы Филиппа Тюнина пили меньше. За 10 месяцев разрешение на виноварение попросили 70 человек, а казаков – 392. В «Явочной книге» зафиксировано, что вино варили не только на поминки, свадьбы, рождение детей, крестины, именины и новоселья, но и для «госу- даревой службы». «Явочная книга» – наглядное свидетельство того, что го- сударство отслеживало и регулировало изготовление вин в России. А чуть поз- же оно стало применять жёсткие меры к тем, кто пытался торговать спиртным нелегально. В 1749 году императрица Елизавета вы- пустила Указ «Об исполнении указов о курении вин и продаже». В нём говори- лось, что, если станут вином, пивом, мёдом и пьяными брагами шинковать, если и впервые, чинить тем людям же- стокое наказание, «бив кнутом, ссы- лать одних на вечное жильё в Орен- бург». Если соседи не сообщали о недо- зволенной продаже винных напитков, то с них брали штраф по 1 рублю с деся- ти дворов, и сверх того тем, «в котором десятке таковое воровство явится, учи- нить тому десятку и его десятнику же- стокое наказание батожьем, чтобыдруг за другом накрепко смотрели». При Петре I вино по России полилось рекой. Государство окончательно опре- делилось в своём отношении к кабакам как к источнику прибыли, их контро- лировали царские чиновники. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих К концу XIX века народ устал от пьян- ства, о чём свидетельствуют бунты трезвости. Крестьяне Шовской воло- сти Лебедянского уезда решением схо- да запретили односельчанам посещать питейные заведения. Ситуация была критической в том смысле, что пьющие люди края не знали, и если ужнабирали соответствующий градус эмоций, то дело доходило и до убийства. Газета «Тамбовские ведомости» описывает трагический случай: 8 мая 1882 года в одном из кабаков села Шовское три крестьянина заспорили из-за десяти копеек. Словесная перебранка закон- чилась дракой – один из участников от удара по голове скончался. Трезвые, разумные люди боролись со спаиванием как могли. В январе 1883 года крестьянский сход постановил за- крыть все шесть кабаков, находивших- ся на территории волости. Однако зем- левладельцы из городских за хорошую плату готовы были приютить кабаки на своих землях. В 1894 году в России началось рефор- мирование винно-водочной сферы – государство вводило монополию на производство водки. Многие тогда счи- тали, что таким образом формируется «пьяный» бюджет страны. Но истори- ки утверждают: акцизная система при- носила в казну бо́льшую прибыль, не- жели водочная монополия. И если сравнить долю питейного дохода в гос- бюджетах конца XIX века, то в Велико- британии она составляла 27 процентов, у нас – 24. Исследователь истории водки в России Вильям Похлебкин писал: «Россия во- все не была каким-то «пьющим исклю- чением», где водка играла значительную роль в государственном бюджете и эко- номике: достаточно сравнить роль ви- ски в Великобритании, считавшейся когда-то самой культурной страной в мире. Водка и крепкие напитки давали доход в бюджет не только потому, что в России не было иных источников фи- нансирования в то время. Даже в про- мышленно развитой Англии виски игра- ло не меньшую роль, а во Франции – коньяк. Дело в том, что все эти напит- ки для каждой из указанных стран всегда были и остаются продуктами массового потребления, а потому при- носят стойкий доход». Реформа давала зелёный свет созда- нию попечительств о народной трезво- сти – общественных организаций, ча- стично финансируемых из казны. С санкции властей они создавались в каждой губернии примерно за полгода до введения в ней винной монополии. К началу 1911 года в России было более 1800 «трезвых» объединений. В них входило около полумиллиона человек, и почти 95 процентов обществ создава- лись священниками при церквях. Лебедянские трезвенники В Лебедяни при Ново-Казанском собо- ре общество трезвости появилось в 1891 году. Противники пьянства и люди, желающие избавиться от этого недуга, каждый воскресный день соби- рались на службы, чтобы помолиться Спасителю и Божией Матери об избав- лении земляков и родственников от тяжкого недуга. На такие богослуже- ния приходило около 400 человек. Имена членов общества заносили в специальный список, и священник мо- лился об их здравии и воздержании от пьянства. В ноябре 1891 года общество трезвости появилось в селе Тёплое Лебедянского уезда, и организовал его местный свя- щенник. В нём состояли 20 мужчин и три женщины. В те годы общественники и священни- ки вели книги трезвости, куда заносили имена людей, которые поклялись не употреблять алкоголь в течение года или отказывались от него навсегда. № 38 (576), 9 – 15 сентября 2019 г. 1910. Годовое потребление спиртных напитков в разных государствах (число штофов на 1 человека). 1 штоф – 1,23 литра 30 гид Н А З А Д В П Р О Ш Л О Е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz