Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
Недостатки нормативного правового регулирования и несбалансированные практики Недостоверность информации, используемой для принятия решений (когда у участников рынка недостаточно сведений для проверки контрагентов) Сокрытие финансовыми организациями информации о реальном состоянии активов Сложность выявления преступлений на финансовом рынке Специфическая ментальность и низкий уровень финансовой грамотности потребителей Шорт-лист основных причин мошенничества от Банка России 1 2 3 4 5 15 экономика Ф И Н А Н С О В Ы Й С Е К Т О Р гого, сами по себе могут быть вполне достойными. Но если вас намеренно вводят в заблуждение – значит, вы столкнулись с мисселингом. – Где чаще всего можно встретиться с та- ким видом обмана? – Вообще, с мисселингом можно встре- титься в любой финансовой организа- ции. Но чаще всего от этого страдают клиенты, которые хотят открыть вклад в банке или продлить уже существую- щий. Подчас консультанты, имея моти- вациювыполнить план продаж, недого- варивают или даже намеренно искажа- ют сведения об услугах, не раскрывая всех рисков и особенностей их исполь- зования. Нередко стремятся навязать небанковские сервисы: например, ин- вестиционное страхование жизни. По своему содержанию ИСЖ очень схож с вкладом, но таковым не являет- ся. Вот один из рисков, о котором кон- сультант может умолчать – инвестици- онные полисы не защищены государ- ственной системой страхования вкла- дов. Доход по ним может оказаться ниже ожиданий, тогда как вклад – это всегда гарантированные сумма и про- центы. Но самый главный минус в том, что деньги по ИСЖ нельзя будет вер- нуть досрочно в полном объёме. Рас- торжение такого договора раньше сро- ка приведёт к немалым потерям средств по сравнению с договором банковского вклада. Клиент остаётся в неведении обо всех рисках финансового продукта, хотя в договоре этимоментыбудут про- писаны. Чаще всего подмена обнаружи- вается, когда человек решает досрочно вернуть размещённые сбережения. – Можно ли защититься от мисселинга, а если не удалось, то как доказать, что стал его жертвой? – В качестве подтверждения своих до- водов можно представить аудио– или видеозапись переговоров с сотрудника- ми компании-продавца. Как правило, если вы начинаете снимать или записы- вать на диктофон разговор с консуль- тантом, его пыл быстро улетучивается. Вообще, в основе проблемы мисселин- га, как и многих других проблем потре- бителей финансовых услуг, лежит не- внимательность к деталям, нежелание изучать предлагаемые к подписанию документы, готовность «верить на сло- во» сотрудникам банков. Не теряйте бдительности: не торопитесь подписы- вать бумаги, внимательно читайте дого- Достаточно бойко мисселинг «орудует» в инвестиционном страховании жизни, которое подразумевает не просто страховку от несчастных случаев, но и вложение денег в акции, облигации и другие активы. Поскольку важным каналом продаж ИСЖ являются банки, работающие за процент, они, как следствие, являются крайне заинтересованными в навязывании этой услуги, часто под видом совсем другой вор –можно даже взять его домой и изу- чить в спокойной обстановке. Не стес- няйтесь задавать уточняющие вопросы и требуйте чётких и подробных ответов до тех пор, пока всё не станет понятно. Обязательно выясните, с кем вы заклю- чаете договор: с банком или другой ор- ганизацией, попадают ли вложенные вами средства под государственную си- стему страхования вкладов, гарантиро- вана ли доходность по инвестициям и в каком размере. Необходимо уточнить срок действия договора, а также поин- тересоваться, что будет, если вы захо- тите расторгнуть его раньше срока, уз- нать размер суммы к возврату. Не стоит забывать и про период охлаждения, во время действия которого в течение 14 дней безо всяких финансовых потрясе- ний можно расторгнуть любой договор страхования, написав заявление стра- ховщику. Все внесённые деньги за стра- ховку обязаны вернуть. – Как Банк России борется с этой проб- лемой? – Мы считаем мисселинг недобросо- вестной практикой и, если к нам посту- пают сигналы, можем провести провер- ку. Вслучаеподтвержденияфактамиссе- линга может быть проведена надзорная встреча с менеджментом организации о недопущении таких практик. В апреле Банк России выпустил специальное ука- зание дляфинансового рынка, касающе- еся продажи полисов страхования жиз- ни. Его цель – полное информирование потребителей обо всех особенностях и рисках этого продукта. Все продавцы страхования жизни, включая посредни- ков, обязаны сообщать, что инвестици- онное страхование жизни – это не депо- зит, и инвестиции в него не будут защи- щены государством. Доход по ИСЖ спрогнозировать нельзя, а при досроч- ном расторжении можно получить меньше средств, чем было внесено. Кро- ме того, подлежат раскрытиюсведения о том, какая часть средств клиента будет проинвестирована, а какая пойдёт на премию агенту. – В каком виде эта информация должна доводиться до потребителя? – При заключении договора – в пись- менном виде. Клиент должен поста- вить в договоре свою подпись, под- тверждая, что он понял все характери- стики, риски покупаемого продукта и со всеми условиями согласен. Если до- кумент электронный, проставляется отметка в нужном поле. – Куда следует обратиться гражданину с жалобой на мисселинг? – Жители Липецкой области могут оставлять свои жалобы на действия банков и страховщиков в интернет- приёмной сайта Банка России http:// cbr.ru или отправлять почтой по адресу: 398000, г. Липецк, пл. Плеханова, 4. – Благодарю за беседу. . Светлана КУЗНЕЦОВА № 36 (574), 26 августа – 1 сентября 2019 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz