Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)

20 общ ество Л ИПЕЦК И Е АВИАТОРЫ 9 История лётчик а, к оторый тренировал Германа Титова и к омандовал последним полётом г ероев Леонтия К ривенк ова и Сергея Шерстобитова Крут ые виражи полковника Томилина С о в е т в е т е р а н о в Л и п е ц к о г о а в и а ц е н т р а ч т и т с в о и х г е ро ев 18 августа Россия отме­ чает День Военно- воздушных сил. По заведённой традиции полковник в отставке лётчик-снайпер Иван Григорьевич То- милин проведёт этот праздник в кругу семьи. Друзья и родные соберутся за столом, чтобы чествовать своего авиа­ тора. А он вновь и вновь будет вспоми- общество Л И П Е Ц К И Е АВ И А Т О Р Ы 2 1 I нать блистательные и трагичные эпи­ зоды профессиональной жизни, кото­ рая вошла в историю не только нашего города, но и всей российской авиации. МЕЧТЫ ВЫШЕ КРЫШИ О том, что настоящие самолёты всегда взлетают против ветра, десятилетний Ваня Томилин не знал. Чтобы испол нить свою мечту, мальчику пришлось преодолеть немало стереотипов. Прав да, не природных, а человеческих. Ваня сродителями жил в Воронеже. Оь ежедневно видел, как с местного авиа ционного завода отправляли крылатьг машины. Его отец был кузнецом и ча стенько подковывал лошадей, а Ван! мечтал, что когда-нибудь он подкуёт «железных птиц». Но он и представит! себе не мог, каким трудным окажете; его путь в небо. - Не поверите, я с шести лет мечтал о самолётах, - вспоминает Иван Григо­ рьевич. - Мы тогда часто играли в вой- № 32 (570) , 29 июля - 4 августа 2019 г. I нушку. Другие пацаны представляли себя танкистами, разведчиками. А я - только лётчиком. Перед Великой Отечественной войной отца арестовали, объявили врагом на­ рода и приговорили к десяти годам ссылки. В 1943 году от тифа умерла мама, и Ваня с братом и сестрой остал­ ся на попечении тёток. - Отсидев, отец сразу забрал нас в Во­ ронеж, - рассказывает Иван Григорье­ вич. - Вновь начал работать, женился, и жизнь вроде стала налаживаться. Правда, я уже тогда понимал, что сын врага народа летать может только во сне. Мне помог случай. Как-то раз к ним в школу пришёл ин ­ структор из аэроклуба. Он с порога спросил: «Ребята, кого научить ле­ тать.?» Другие мальчишки колебались, стоит ли. Ведь потом надо обязательно поступать в военное авиационное учи­ лище. Старщеклассник Томилин, не мешкая, записался. - До последнего не верил, что удастся поступить в борисоглебское училище, - улыбается полковник. - Но мечтать В ПРОШЛОМ году НАЧАЛЬНИК Л и п е ц к о г о а в и а ц е н т р а Ю ри й С у ш к о в л и ч н о п о з д р а в и л И в а н а Г р и г о р ь е в и ч а Т о м и л и н а с д н ём ро ж д е н и я И в а н ТОМИЛИН: « Я БЫЛ в СОСТАВЕ ЛИПЕЦКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В КУРСКЕ НА ПРАЗДНОВАНИИ 75 - ЛЕТИЯ КУРСКОЙ БИТВЫ. Т у д а ж е п р и е х а л и В л а д и м и р В л а д и м и р о в и ч . О н в о з л о ж и л ц в е т ы к МОНУМЕНТУ, А п отом ЛИЧНО ПОЗДОРОВАЛСЯ С КАЖДЫМ ДЕЛЕГАТОМ. Н е к о т о р ы е о б р а щ а л и с ь к н е м у с п р о б л е м а м и и в о п р о с а м и , НО я НЕ СТАЛ, у МЕНЯ ВСЁ В ПОРЯДКЕ, А ПУСТЫМИ РАЗГОВОРАМИ НЕЧЕГО ОТВЛЕКАТЬ ПРЕЗИДЕНТА продолжал. И всё получилось. О своём зачислении я и ещё три парня узнали в самую последнюю очередь. Там какая- то заминка выщла. Но это неважно, главное, я всё-таки вырулил на взлёт­ ную полосу. Действительно, судьба допустила То­ милина к полётам. Но ещё долгое вре­ мя испытывала молодого пилота. - После выпуска я почти семь с полови­ ной лет отработал инструктором, - продолжает Иван Григорьевич. - Под­ готовил свыще семидесяти лётчиков. Но сам мечтал не о «взлёте-посадке», а о настоящей работе. Каждый год писал командованию: «Отправьте меня на са­ мый крайний север или на самый край­ ний юг». Из раза в раз отказывали. «Краем» для Томилина оказался Воро­ неж. С помощью учеников ему всё же удалось перевестись на «настоящую службу» в родной город. - Сколько можно было летать только днём и исключительно в ясную погоду.? - возмущается Томилин. - А ведь толь­ ко в таких условиях положено учить курсантов. В Воронеже началось насто­ ящее дело. Я поднимался в воздух и днём и ночью. Как и полагается нор­ мальному авиатору. Однажды прилетел в Липецк - пригнал на ремонт свой са­ молёт - и влюбился в город без памяти. Через год перевёлся. ПОД ЛИПЕЦКИМ НЕБОМ Иван Григорьевич не скрывает: всегда хотел и стремился работать в Липецке. Ему предлагали Москву, Витебск , Киев... А он неизменно возвращался в наш город. Говорит, коллектив друж ­ ный и живут все вместе. Такая предан­ ность не осталась неоценённой. Имен ­ но Липецк подарил Томилину самые дорогие воспоминания. В 1966 году в нашем городе обучался технике пилотирования второй космо­ навт мира Герман Титов. Он летал на МиГ- 2 1 в спарке с Томилиным. кото­ рый тогда работал заместителем к о­ мандира эскадрильи. - Крепкий был пилот, - вспоминает Иван Григорьевич. - И очень скром­ ный человек. На занятия ездил на об­ щественном транспорте. Естественно, окружающие не узнавали его. Однажды Герман Степанович отпра­ вился на своём «Москвиче 41 2 » в Елец, где проходили торжественные меро­ приятия. Встреча удалась, Титова так хорощо приняли, что на обратном пути он вместе с первым секретарём обкома комсомола Леонидом Бельским за­ ехал... в Дон. Бывает. Потом вызвали другую мащину и так вернулись в Липецк. - А утром во время полёта Титов по­ просил: «Иван Григорьевич, давай сле­ таем до Дона, посмотрим кое-что», - продолжает Томилин. - Я согласился. Спустились пониже и видим, что там вовсю кипит работа - подъёмным кра­ ном вытягивают «москвич». К слову, мащину ему в Дипецке восстановили, и даже денег не взяли. Сотрудницы по­ просили только сфотографироваться. В 1968 году Томилин руководил по­ следним полётом Кривенкова и Шер- N® 32 (570) , 29 июля - 4 августа 2019 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz