Итоги недели. 2019 г. (г. Липецк)
28 культура Т РА Д И Ц И Я Фото Игната ИОНОВА «У меня нет границ, у меня есть корень. В Ельце он – духовный» Межрегиональный фестиваль фольклора «Рождественские встречи», прошедший в Липецке в девятый раз, сменил формат – теперь он двухдневный № 3 (541), 21 – 27 января 2019 г. В первый день на сцене Област- ного центра культуры, народ- ного творчества и кино высту- пали этнографические и фоль- клорные коллективы из Ли- пецкой области, Воронежа, Москвы и Белгорода. Во второй–состоялась твор- ческая лаборатория столичного фоль- клорно-этнографического ансамбля «Народный праздник». С одной из руководительниц коллекти- ва «Народный праздник» удивитель- ной Евгенией Семёновной Костиной мы и поговорили. Вроде бы обо всём понемножку, а оказалось – о любви. – Наш земляк Иван Алексеевич Бунин в «Окаянных днях» писал: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже предста- вить себе ту Россию, в которой мы когда- то жили, которую мы не ценили, не пони- мали, – всю эту мощь, слож- ность, богатство, счастье. . .» Эти слова сказаны в первой трети двадцатого века. Что же говорить о нас, нынеш- них? – Да, уже ушла даже та Рос- сия, которую ещё мы успе- ли захватить. Ушли люди, державшие традицию. В нашем ансамбле в основ- ном все – городские, только память у нас осталась от де- ревенских поющих бабу- шек. Когда я впервые услы- шала все эти дремучие вещи, старинные песни, у меня сработало в организ- ме какое-то место родиль- ное, женское, которым я не просто их почувствовала, а поняла и приняла. Там было всё моё: характер, звук… Я сама получала академическое музыкальное образование. Студенткой запела в ансамбле народной музыки под руководством Дмитрия Покров- ского и на этом фольклорном витке и окончила вуз. Влюблённость моя в фольклор не знает предела, я встретила людей, с которыми прошла целая жизнь – тридцать семь лет мы вместе с участницами «Народного праздника». – Евгения Семёновна, в вашем коллекти- ве сложилась уникальная традиция: ма- териал вы собираете в деревне, там жи- вёте, не только изучаете песенное и об- рядовое наследие, но и перенимаете ха- рактер исполнительниц, их бытовые повадки, особенности походки, манеры разговаривать. У вас несколько таких ло- кальных «обучающих центров». Один из них – русское село Завгороднее, что под Харьковом. Как вы туда попали? – Одна из наших исполнительниц Ека- терина Анатольевна Дорохова – этно- музыколог. Она занималась двумя сёла- ми, которые были приписаны к Пу- тивльскому уезду Курской губернии и лишь потом стали украинскими номи- нативно, –Леново и Завгороднее. В тра- диции нужно искать себя. Каждой из нас приходится перевоплощаться на сцене, чтобы быть достоверной. Леново – село сложное, говорящее, в нём столь- ко древностей, что современному уму не под силу их расшифровать, там даже одежда особая, егожители владеют уди- вительным старинным ладом. Завго- роднее – другое, поющее село. Третье село, в которое мы влюбились, – Стол- бун в Гомельской области Белоруссии, что в девяти километрах от Брянщины, – это некогда русская Черниговская земля. После раскола в эти края пришли старообрядцы из Москвы, основали го- род Ветка. Старообрядческая община развивалась мощно, сохраняя тради- ции, ремёсла, книги, одетые в жемчуга. Старообрядцы взаимодействовали с местными людьми, но никогда не сме- шивались. Когда только попала в Стол- бун, меня пробило молнией и я этим се- лом просто заболела, как и Леново и Завгородним. Некоторые из наших пе- вуний даже покрестились в Леново в храме Илии Пророка. Мы ездили туда на «стрелу» – весенне-летний обряд пе- ред Троицей, когда одна часть огромно- го села идёт навстречу другой и поёт на такой высоте, что уши болят. У меня это, даже самой непонятно как, получи- Евгения КОСТИНА: Наши предки говорили не только друг с другом, но и с небом, а с ним тихо не поговоришь – надо докричаться
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz