Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
27 культура РА З Г О В О Р П О Д У Ш А М живое. Мёртвый холст, краски, желез- ки, камушки превратить в нечто живое. Это наше призвание – создавать вторую сущность, которая в идеале должна на весах соседствовать с тем чудом приро- ды, которое сотворил Господь. Если ху- дожник способен оживить мёртвую ма- терию – он созидатель. – Иван Леонидович, вы обмолвились, что большинство ваших молодых коллег гото- во сначала продавать, а потом создавать… – Увы, время такое… Когда я был моло- дым художником, нашёл подвал, обу- строил его под мастерскую и сутками оттуда не выходил. И когда в Москву приехал известный коллекционер Пе- тер Людвиг (немецкий промышленник, меценат, крупнейший собиратель про- изведений античности и христианско- го Средневековья, доколумбовой Аме- рики, Африки, Индии, Китая, эпохи ба- рокко и рококо, искусства XX века, круп- нейший частный коллекционер Пикассо. – Прим. автора ), моя мастерская была набита работами, из которых он и вы- брал себе подходящие. А сейчас моло- дые художники формируют портфолио из фотографий нескольких картин. Да и трудиться они приступают только по- сле того, как им заплатят. – …Но ведь коммерческая жилка не определяет степень таланта? И хорошие художники умеют себя продавать… – Вокруг автора всегда формируется околохудожественный отряд, умею- щий продавать художника. Всё зави- сит от спроса. Есть масса живописцев, оседлавших один какой-то приём, вос- требованный рынком, вот их и покупа- ют. Я сам оказывался в такой ситуации, когда работал с французами и голланд- цами, но быстро эту историю прекра- тил. Понял, если свобода – это химера, то несвобода – это полная реальность, когда от тебя нужно одно – служить. При этом всё крупное искусство дела- лось и делается по заказу. Чтобы офор- мить станцию метро, должен быть за- казчик, государство, спонсор. Так счастливо сложилось, что я не испы- тывал давления от заказчиков, они мне всегда верили. Выходит, я везунчик. – Вы считаете себя профессионалом. Это возрастное? Или где-то есть точка отсчё- та? Профессионал – это тот, кто может указывать направление, создавать моду, тенденцию? – Диктует условия не профессиона- -И ва н Леонидович Лубенников – выда ющийся ма стер, художник универса льного да рова ния, синтезирующий в своем творчестве на следие мировой культуры, тра диции русского искусства , а ва нга рда и а бсолютную индивидуа льность обра зного мышления. Ива ну Лубенникову свойственны ирония, гра жда нственность, чувство ответственности за то, что он дела ет и говорит, любовь к природе, к людям, к стра не, особое отношение к выбору поступков, предметов на холста х, точного слова . Ива н Леонидович учился в вузе в одном потоке с Алекса ндром Евгеньевичем Ва гнером, они дружили. Поэтому эта выста вка – в па мять об Алекса ндре Ва гнере. Татьяна НЕЧАЕВА , искусствовед, за служенный ра ботник культуры РФ, кура тор выста вок га лереи Юрий ГРИШКО, скульптор, На родный художник РФ, почётный гра жда нин Липецка , ка ва лер ордена Дружбы -Р а бота ми Ива на Лубенникова я неоднокра тно на сла жда лся в Москве. В прошлом году с ра достью побыва л на его большой выста вке в Ряза ни. Встреча с на стоящим ма стером, ка к встреча с дра гоценным ка мнем. В природе тоже много пустого, ка к и в изобра зительном искусстве. Ра боты Лубенникова – необыкновенной кра соты, они несут в себе все ка чества современного художника в пла не ощущения мира и жизни, а ведь не ка ждому художнику да но быть современным. Он пишет остро, выра зительно, интересно и современно. Та ких художников в современной России – только по па льца м одной руки перечесть. лизм, а имя. И чем оно громче и весо- мее, тем больше к тебе прислушивают- ся. Но сегодня пришла новая генерация художников, пытающихся растолкать стариков локтями. Но ничего значи- мого, главного без авторитетов не сде- лать. Что касается профессионализма, то я исповедую европейскую теорию. Если ты своим ремеслом можешь зара- ботать себе на жизнь, значит, ты про- фессионал. Так что ни образование, ни членство в различных союзах – не по- казатель для меня. Только дела. – Считается, что язык музыки и живопи- си интернационален. Вам в чувстве юмо- ра не откажешь. И всё-таки, ваша живо- писная аллегория апокалипсиса, как вам кажется, будет ли понятна иностранным зрителям? – В этой ситуации мне на мир по боль- шому счёту наплевать. Я делал картину «Апокалиптический натюрморт» для соотечественников, русским, думаю, здесь и объяснять нечего – всё понят- но и близко. При этом ценителей моего творчества за рубежомнемало, так что и здесь есть элемент везения. Мои работы попали в хорошие руки, и мне не о чем волноваться. Но я всё-таки больше ра- ботаю для своих. У меня за плечами ве- ликоеОтечество, чтомне думать, похва- лит ли меня француз или американец? – Почему вы взялись за прозу? Вам мало реализации как художника? – Нет ощущения полноты. Моё ремес- ло имеет очень узкие границы, а лите- ратура позволяет говорить иным язы- ком и расширяет границы возможного. Иван ЛУБЕННИКОВ: Герметичность должна быть свойственна человеку. Я открыт – и это видно на картинах. Я ничего не скрываю. Хуже фиги в кармане нет ничего. Обман и самообман – отвратительны. Самооценка важна, когда ты живёшь в контексте, когда ты видишь, какое воздействие оказывают твои работы. А когда начинаешь в себе копаться, мир потихоньку от тебя закрывается, что ведёт к большим потерям. Когда пишешь картину о том, как солнце зашло за горизонт и похолодало, не нужно заниматься самокопанием, важно, что похолодало № 24 (510), 4 – 10 июня 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz