Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

29 культура В Ы С ТА В К А меры, к сожалению… В нашем музее идеальные условия: постоянная темпе- ратура и влажность, специальный свет, мы обеспечиваем охрану и сохран- ность памятников… Не следует забы- вать, что некоторые иконы и создава- лись не для больших храмов, а для лич- ного, так сказать, пользования. – Светлана Александровна, что-то мы с Оксаной Викторовной заговорились. С вами мне хотелось бы обсудить, пожа- луй, ещё одну «горячую» тему. Автор- ство в русской иконописи – вещь услов- ная. Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дани- ил Чёрный, Дионисий, Гурий Никитин (Кинешемцев), Симон Ушаков, Фёдор Зубов. Это, так сказать, звёзды отече- ственной иконописной школы. Их име- на на слуху. Но ведь не всегда иконы, приписываемые мастерам, именно ими созданы… – В старину считалось, что рукой ико- нописца водит Бог, поэтому и автор- ство за Ним. То, что работа принадле- жит тому или иному иконописцу, мы, например, знаем из летописных ис- точников. Если точных данных нет, могут возникнуть споры. Например, Троица, приписываемая кисти Андрея Рублёва, до сих пор находится в цен- тре обсуждения – мы не обладаем всей полнотой информации. Здесь, на вы- ставке, есть копия иконы пятнадца- того века Успение Богоматери из ма- стерской Дионисия. Конечно, на обо- роте доски не стоит имени автора – это искусствоведческая атрибуция. В Липецк мы привезли также копию редкой для пятнадцатого века подпи- санной и датированной иконы – Свя- тая Троица создана монахом Паисием в 1484-1485 годах. От этого иконопис- ца нам остались только имя и икона – и больше ничего… А вот начиная со второй половины сем- надцатого века ситуация меняется, ма- стера не стесняются подписывать свои произведения. Менталитет настоль- ко трансформировался, что авторская подпись становится своего рода знаком качества. Некоторые образа иконопис- цы надписывали и на лицевой стороне. Здесь, на выставке, мы представляем икону Рождество Богородицы, создан- ную в 1688 году. Её автор –Фёдор Евти- хиев Зубов (как и фаворит царя Алек- сея Михайловича, любимый и един- ственный иконописец первых лиц го- сударства Симон Ушаков, Фёдор Зубов работал при царском дворе и был од- ним из пяти «жалованных иконопис- цев» – Прим.автора ). – Оксана Викторовна, Светлана Алексан- дровна, большое вам спасибо за беседу. Думаю, нынешняя выставка будет столь же посещаемой, как и предыдущие две. Надеюсь, у нас ещё будут поводы уви- деться, поэтому – до свидания. . Евгения ИОНОВА, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото) Светлана КИРЬЯНОВА: Здесь, на выставке, есть копия иконы пятнадцатого века Успение Богоматери из мастерской Дионисия. Конечно, на обороте доски не стоит имени автора – это искусствоведческая атрибуция. В Липецк мы привезли также копию редкой для пятнадцатого века подписанной и датированной иконы – Святая Троица создана монахом Паисием в 1484-1485 годах. От этого иконописца нам остались только имя и икона – и больше ничего… № 23 (509), 28 мая – 3 июня 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz