Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
27 культура В Ы С ТА В К А грессу, в том числе и в области фотогра- фии, миллионы людей по всей стране могут увидеть дубликаты выдающихся произведений древних иконописцев – подлинники в силу различных причин почти не покидают музейные стены. В Липецке выставку «Лики русской иконы» представляют Оксана Смир- нова, главный хранитель Центрально- го музея древнерусской культуры и ис- кусства имени Андрея Рублёва, и Свет- лана Кирьянова, заведующая отделом учёта и комплектования фондов музея. – Оксана Викторовна, музей имени Анд- рея Рублёва в третий раз входит в стены Липецкого художественного музея. На- верное, вы в нас уверены, коль так охот- но идёте на контакт? Как складывают- ся отношения с провинциальными музе- ями? – Конечно, нам бы хотелось почаще выезжать за пределы столицы. Но по- добные экспозиции, особенно русской иконы, – очень дорогостоящие меро- приятия. Все наши совместные с Ли- пецком проекты реализованы при под- держке Министерства культуры Рос- сийской Федерации. На нынешней вы- ставке представлены не подлинники, а фотокопии работ, сделанные на высо- чайшем уровне. Только в таком виде наш золотой фонд – русские иконы – могут покидать стены музея. Мы дей- ствительно привезли в Липецк всё са- мое лучшее. – Эта выставка уже где-то побывала? – Да, её уже видели в Сибири. Липец- кий музей сам обратился к нам, чему мы несказанно обрадовались, потому что очень ценим инициативы коллег и знаем, насколько надёжны липецкие партнёры. Мы всегда с благодарностью вспоминаем работу с липчанами и всег- да открыты для сотрудничества. У нас много интересных предложений, ду- маю, что приедем к вам ещё не раз. – Действительно, музей Андрея Рублёва обладает удивительной коллекцией про- изведений русской иконописи. Как часто храмы просят предоставить тот или иной святой образ для праздничных богослу- жений? – Конечно, к нам поступают такие об- ращения, но это очень хлопотное и от- ветственное дело. Например, в числе выставочных экземпляров, представ- ленных в Липецке, есть образ Богома- тери Владимирской (Волоколамской). Эта чудотворная икона является спи- ском, то есть копией, с чудотворного образа «Богоматери Владимирской» двенадцатого века. Он сделан по заказу Григория Бельского, так на самом деле звали Малюту Скуратова, ближайшего сподвижника Ивана Грозного. Испол- ненный в Москве список был принесён в Иосифо-Волоколамский монастырь 2 марта 1572 года. В своё время, то есть уже в середине двадцатого века, когда обитель находилась в полуразрушен- ном состоянии, этот образ обнаружи- ли и привезли в музей наши сотрудни- ки. С тех пор долгие годымузейные сте- ны икона не покидала. Но уже два раза за последние несколько лет мы вывози- ли Богородицу в восстановленный Ио- сифо-Волоцкий монастырь. Так же икона Иоанна Предтечи, ко- торая приписывается мастерам круга Андрея Рублёва, выставлялась в Тре- тьяковской галерее. Но хочу подчерк- нуть: такие истории особые и очень редкие. – Вам, думаю, приходится сталкиваться с тем, что посетители выставки начинают вести себя как в храме – крестятся перед образами, встают на колени. Могу поде- литься своим опытом. Когда впервые по- пала в зал древнерусской живописи Тре- тьяковской галереи уже достаточно мно- го лет тому назад, чувствовала себя не очень уверенно. Вроде бы и понимаешь, что ты в музее, но ведь перед тобой – свя- тыни. Здесь легче, фотокопии всё-таки. – Мы же с вами понимаем: всё средне- вековое искусство религиозно. Мне ка- жется, что огромный пласт культуры, созданный предыдущими поколения- ми, в том числе и церковный, должен быть доступен всем. И каждый гражда- нин нашей великой России, учитывая, что страна наша многонациональная и многоконфессиональная, имеет пра- во увидеть это богатство. А крестят- ся посетители перед иконами постоян- но, и мы этому никак не препятствуем и не удивляемся. Мы против того, что- бы к образам прикладывались. Бывает, что дамы забывают снять яркую пома- ду и бросаются целовать особо почита- емые ими лики. Вот это – настоящая го- ловная боль для наших реставраторов. Поэтому особо ценные экспонаты за- крываем стеклом. Но заметьте, ведь и в храмах наиболее чтимые иконы также застекляют. – Оксана Викторовна, пространство му- зея меняет мировоззрение сотрудников? – Любое пространство, особенно если оно связано с искусством, формирует. Когда я нахожусь перед иконой Трои- ца, прежде всего, вспоминаю нашего бывшего директора. Геннадий Викто- рович Попов этот образ из заброшен- ного храма притащил на себе, по доро- ге в снег по пояс проваливался, ноги от- морозил. Для нас, нынешних, история совершенно нереальная – он нёс памят- ник культуры не к себе домой, а в му- И кону Господь Вседержитель музею Андрея Рублёва подарил выдающийся художник Василий Ситников, наш земляк. Он родился в 1915 году в селе Новое Ракитино Лебедянского уезда. Когда Василий Яковлевич обрёл икону – это была на первый неискушённый взгляд просто расколотая чёрная доска. И только гений самого Василия Ситникова, его прозорливый глаз художника, могли определить: в его руках – шедевр. У самого Василия Яковлевича есть картина «Спас», он её очень любил и дорожил ею. Перед Господом изображена горящая лампадка: чашечка цветного стекла в старинной металлической оправе. Огонёк освещает лик Спасителя, тени от краёв лампады разбегаются во все стороны… Таковой была и жизнь Василия – огоньком перед ликом Всевышнего, отбрасывающим вокруг причудливо-узорчатые, таинственные тени… № 23 (509), 28 мая – 3 июня 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz