Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

45 культура В Е Р Н И С А Ж деда», 1987) явственно обозначился пристальный интерес к проблеме стилизации пластической формы, в полной мере реализованный впервые в «Девушке с цветком». На рубеже восьмидесятых-девяностых годов выраженность этого интереса подчас балансирует на грани самоценности, тяготея к гротеску («Пляж на Капри», 1991; «Каин и Авель», 1993). Однако стремление обрести подлинную индивидуальность живописного языка становится своеобразным «противоядием» – с начала девяностых годов Яичников всё более серьёзно и вдумчиво работает с техникой. Решая формальные задачи, он не только освобождается от неизбежной для начального творческого этапа несколько поверхностной декоративности, но и достигает желанной свободы от повествовательности. Это особенно заметно в лёгких, этюдных по духу «Любовниках» (1990) и «Эхнатоне» (1989). Очень характерна для творческой индивидуальности живописца работа «Дорожный мастер Марчуков и обнажённая» (1990). Чуть простодушное лукавство, мягкая ирония, интерес к «странным» типажам, «эстетическому юродству» соединяются здесь с отчётливым неприятием любой иллюстративности. Все эти черты присущи многим произведениям Яичникова 1990- 2000-х годов («Марс и Венера», 1993; «Ангел-хранитель», 1995; «Жозефина с лилией», 2002). С начала девяностых годов в мире живописных образов Яичникова всё более утверждается начало карнавализации, преобразующей монотонную повседневность решительно и радикально. Впрочем, погружённые в сиюминутную или усвоенную роль персонажи художника вовсе не романтизированы автором – для этого они слишком стилизованы и несерьёзны («Казанова», 2001; «Камер-юнкер Пушкин с супругой», 2001; «На троне», 2002). Яичников охотно прибегает к аллюзиям («Кармен», 2001; «Инфанта», 2002; «Девушки с апельсинами», 2002) как верный сын своего постмодернистского века, однако цитатность у него никогда не превращается в самоцель, да и окрашена она отнюдь не сарказмом, а интонацией домашнего тепла и ненавязчивого юмора (столь близкой Яичникову не только как живописцу, но и как человеку). Вообще, «домашность» мироощущения живописца – самая устойчивая, сохраняющаяся на протяжении всей творческой биографии черта. Мир дома, семьи, детства представлен в живописи Яичникова самыми различными сюжетными и жанровыми инвариантами – от семейных и детских портретов «в образе» («Прогулка», 2000; «Семейный портрет. Праздник», 2002; «Портрет Лизы», 2002), включая особенно камерные портреты сына («Мой Пьеро», 1993), до свободных вариаций на тему материнства («Мать с ребёнком», 1999; «Мать и дитя», 1999) и отцовская «Колыбельная» (2001). Даже обращаясь к библейской и евангельской тематике, Яичников часто отдаёт предпочтение созвучным сюжетам («Поклонение», 1995; «Возвращение блудного сына», 1999). Этот особый интерес к теме «малого мира», мира любви и глубокой человеческой привязанности, придаёт живописному творчеству Виктора характер особенной целостности, верности себе – вне зависимости от быстротекущих и прихотливых веяний моды и художественного рынка. – У вас сейчас какой этап? – Не знаю. Сложный. И честно говоря, меня это где-то удручает. – Как вы схватываете образ: сиюминутно или собираете отовсюду? – Ищу образы. Рождается пластическая идея, замес какой-то, а по- том нужно добиться, чтобы персонаж этот и внешними чертами со- ответствовал. И поэтому вот здесь ты начинаешь – перелопатишь кучу фотографий, вспомнишь всех знакомых, будто ты делаешь, как Герасимов, реконструкцию лица Ивана Грозного. – В этом синтетическом собранном образе жест выражает характер? – По-крайней мере, я к этому стремлюсь. Чтобы они не противоре- чили друг другу. – Это не случайные совпадения? –Нет, я их ищу. Яже долго пишу. Уменя редко получаются одномо- ментные вещи. Кот – Кота своего вы любите больше всех на свете? – Нет. Но жизнь он мне реально спасает. – Вы же его в автопортрет взяли. – Это счастливая случайность – этот автопортрет, как и все лучшие вещи, –просто счастливая случайность.Нанеёоченьреагируетнарод. Моя жена Оля сегодня сказала, что это мой лучший автопортрет. . Светлана НИКОВА, Сергей ВОЛОДИН и Юлия КОНДРАТЬЕВА (фото) № 17–18 (503–504), 23 – 29 апреля 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz