Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
44 культура В Е Р Н И С А Ж эксперт Т ворческая биография Виктора Яичникова небогата внешними событиями: родился 30 декабря 1962 года, в 1980–1985 годах учился на художественно- графическом факультете Липецкого государственного педагогического института, член Союза художников РФ с 2002 года. На его счету – участие в более чем двух десятках выставок в России и за рубежом, среди которых – две персональные (1999 и 2002, обе – галерея «Соло», Липецк). Полотна художника находятся в частных собраниях стран Европы, Азии и Америки (Швеция, Италия, «Если красками по холсту – значит, традиционный художник» Андрей ЛОМОНОСОВ, искусствовед Великобритания, ФРГ, Норвегия, Португалия, Китай, США и другие). С начала творческой деятельности Яичникову остаётся присущей высокая требовательность к живописной технике, постоянное стремление к совершенствованию её приёмов. Формальная изысканность живописной поверхности в его работах строится на сочетании широкой, свободной манеры письма с гладкой, полированной фактурой и точной разработкой тонального решения в подмалевке. Особое внимание к лессировкам цветными лаками усиливает эффект вибрации световоздушной среды, столь свойственной авторской живописной манере. Безусловное предпочтение, отдаваемое образу человека, фигуративному началу, предопределили и приоритеты пристрастий: в начальный период творчества это были Валентин Серов и Фешин, позднее – Модильяни, Врубель, Бальтюс, в зрелом творчестве – Матисс и Сутин. При всём разнообразии имён можно говорить о «гармоническом» типе личности художника, чуждого догматизма и «партийности» во вкусовом смысле, но безошибочно обращающегося в прошлом к антропоцентрическому космосу европейской и отечественной традиции. Сама возможность быть истолкованным в контексте (весьма широком, разумеется) художественной преемственности ничуть не пугает Виктора. Применительно к нему вполне уместной была бы ироничная оценка Петром Конниковым своего творчества (в передаче Сергея Даниэля): «Если красками по холсту – значит, традиционный художник». Уже в первых творческих самостоятельных портретных работах («Портрет старика», 1986; «Портрет – Боязнь чего? – Боязнь того, что может произойти что-то плохое. Та боязнь, ко- торая возникает у человека, когда появляется ребёнок. Сразу на- чинаешь за него бояться. – Арлекин – это лицо или маска? – Лицо. – А какой персонаж – маска? –Маски у меня раньше были, в девяностые годы. Сейчас практи- чески нет. В былые времена для меня маска была способом за- крыться ото всех, потому что на ранних этапах ты всё время под- вергаешься какой-то критике, боишься, что тебя где-то недооце- нят, где-то не поймут. А сейчас у меня уже нет вот этого пережи- вания – ах, кто-то меня обругал или выскочкой назвал. Я работаю не для них, а для себя. Я выстрадал это право. Ясность – Экспрессия без жеста в вашей работе возможна? Только цветом? – Только цветом я уже давно не работаю. Эти средства вырази- тельности вместе существуют. Мне всё больше в последние годы хочется ясности какой-то. Хотя получается всё гораздо сложнее, чем я даже ожидаю. Сложнее, многограннее ощущение и от темы, и от образа, и от решений. А хочется ясности! Недаром же гово- рят, что есть несколько этапов в жизни художника: сначала он ри- сует просто и плохо, потом сложно и хорошо, и только в конце пути он рисует просто и хорошо. № 17–18 (503–504), 23 – 29 апреля 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz