Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

39 культура Ю Б И Л Е Й Дирижёр Владимир Федосеев и ведущая его концерта Наталья Сосновская. Всегда в форме, всегда обаятельна, всегда умна и радушна Наталья с супругом Игорем Верещагиным и заслуженным артистом РФ Владимиром Селявкиным за пультом будет маэстро, а не второй дирижёр? Владимир Николаевич при­ ехал, дирижировал и общался очень от­ рыто. Его искренне интересовало мне­ ние нашей, липецкой, публики о вы­ ступлении. Помню, в кулуарах маэстро выпытывал у меня: «А как вам пока­ залось звучание «Пушкинского вен­ ка» Георгия Свиридова на нашем кон­ церте?» Мы много говорили о том, как это звучало на пластинке в исполне­ нии других коллективов и спустя де­ сять лет… – И в чём же отличие значительного му- зыканта от самого малого? – Я наблюдала многих великих дири­ жёров. Они умеют концентрироваться в нужное время и в нужном месте. Вот маэстро сидит в гримёрке, сил у него нет совсем, а когда выходит к оркестру, то перед слушателями предстаёт совсем другой человек: с огромной энергети­ кой, способный вести за собой… Наблюдая за этим, я пытаюсь разо­ браться в себе, в том, как выхожу к пу­ блике, к залу… И до сих пор ощущаю некую неуверенность: в чём состоит главный механизм взаимодействия с концертом и зрителем? Иногда мне кажется, что я подготовилась «на все сто», а по глазам я вижу, что не про­ изошло чегото главного. А иной раз – наоборот: чегото опасаешься, а пу­ блика расходится в полном восторге и долго обсуждает великолепный кон­ церт… – И каждый раз – непредсказуемо. На- верное, о том же написала и Белла Ах- мадулина: «Пришла и говорю:/ Как ны- нешнему снегу легко лететь с небес в уго- ду февралю,/ Так мне в угоду вам легко взойти на сцену./ Не верьте мне, когда я это говорю!» – Наверное, так. Молодые солисты и музыковеды меня часто спрашива­ ют: дескать, дайте рецепт, научите, как концентрироваться на сцене. Когда я начинала ведущей концертов, то очень смущалась от того, что видела каждого зрителя в зале – глаза, устремлённые на меня, слышала разговоры. Это сбивало и не давало работать. Потом я прошла очень полезную школу концертов «на улице» и в, частности, в Нижнем пар­ ке. О тех же ощущениях, наверное, го­ ворил Пётр Ильич Чайковский: «Когда тебе трудно – иди в народ», и это сра­ ботало. Я говорила со сцены, и зрители тоже обращались ко мне. Я научилась не слышать «другие голоса», не сму­ щаться и не отвлекаться. И если, не дай Бог, позади меня случится взрыв, я всё равно буду вести свой концерт. – Есть ли у вас любимые исполнители? Композиторы? – Гия Канчели. Он соединил в своей музыке простоту, красоту и эмоции. Симфонические глыбы у него сменя­ ются монодией. Это не столько Гру­ зия, сколько общемузыкальное про­ странство… С большим пиететом от­ ношусь к пианисту Николаю Луган­ скому, творчеству Михаила Плетнёва – и пианиста, и дирижёра. В своё вре­ мя была «байка», что, обучаясь в кон­ серватории, Михаил Плетнёв ударял по одной ноте 24 часа в сутки. А по­ том блестяще исполнил концерт Сер­ гея Прокофьева. Наверное, в этом и есть суть взросления. Да простят меня наши виртуозы, я не люблю «громко­ го пианизма», всегда хочется «музы­ кальной тонкости». Когда я училась в Липецком музучили­ ще, то на 34 курсе, как и многие мои сокурсники, увлекалась музыкой Алек­ сандра Скрябина – его «Поэмой огня», фортепианными этюдами и прочее, прочее. Сергей Рахманинов, с которым Скрябин учился у одного педагога, ви­ № 17–18 (503–504), 23 – 29 апреля 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz