Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

37 общество М А С Т Е Р Искусство родом из Венеции Н есколько тысячелетий назад жители Древнего Египта и Двуречья овладели удивительным ремеслом – они стали плавить в ямах стекло. Изначально его использовали как глазурь для глиняной посуды, не предполагая, что этим чудом можно распоряжаться совершенно иначе. Мужчины делали из стекла бусины, флакончики и подвески. Покупали их исключительно чиновники и особы царской крови. Мелкие предметы изготавливались таким методом – на металлический прут помещался глиняный сердечник, на который наматывали горячее стекло. Самым известным и в древние времена считалось венецианское стекло. Его производство было настолько массовым, что число стеклоплавильных печей стало угрозой для города – он мог сгореть в одночасье. Большинству стеклодувов указали на порог, как говорят у нас в России. Помыкавшись в поисках «земли обетованной», они осели на острове Мурано, неподалёку от Венеции. Вот здесь-то, как считают очевидцы, и родилась техника создания стеклянных бусин и ювелирных изделий lampwork. Сначала мастера использовали с целью изготовления украшений из стекла лампу, работающую на основе животного жира. Отсюда, кстати, и происходит название метода: lamp означает «лампа», work – «работа», а в совокупности получается «работа с лампой». Чуть позже Доменико Буссолин заменил этот инструмент на пламя, образуемое водородным газом в смеси с потоком воздуха. Изобретение знаменитого итальянца ускорило развитие техники, улучшило её качество, снизило себестоимость бусин и даже подарило методу ещё одно имя – flamework (flame переводится с английского как «пламя»). Обретением статуса серьёзного вида искусства лэмпворк обязан художнику Гансу Годо Фрабелю. Произошло это только во второй половине позапрошлого столетия. Событие спровоцировало повальное открытие всевозможных школ, обучающих всех желающих изготовлению стеклянной бижутерии. Сегодня техника занимает достойное место в сфере прикладного искусства. Для своей работы Юрий Ларькин использует несколько ви- дов дротового стекла, отличающихся цветовой гаммой, раз- нообразие которой зависит от добавок окислов различных металлов. – Я ведь не знаю, что в результате у меня получится, – откро- венничает Ларькин. – Только решаю, кого хочу сделать. При этом обязательно понадобятся стёкла разных оттенков. А какие из них буду использовать, определяю в процессе рабо- ты. Поэтому каждая из фигурок уникальна, и повторить её просто невозможно. «Огонь не терпит суеты» Мастерская Ларькина одновременно напоминает и рабочее место сварщика, и медика. На столе – горелка, защитное стекло, а также множество разных инструментов, среди ко- торых – пинцеты, шпатели, пробирки, склянки. – Работа со стеклом требует концентрации, собранности и внимания, – говорит Юрий, выбирая заготовку и разжигая горелку. – Огонь не терпит суеты и спешки. Когда я работаю, то словно отключаюсь от мира, все посторонние мысли ухо- дят, остаются только творческие эмоции. Процесс изготовления очередногошедевра на первый взгляд кажется очень простым. Мастер берёт стеклянную трубочку, держит её под пламенем горелки, а затем начинает медленно вращать дротик, изгибать его, с помощьюдругой стеклянной палочки крепить к нему различного цвета детали. На самом деле занятие это не такое уж и лёгкое. В неопытных руках стекло может попросту треснуть, если хоть одно движение будет неправильным. Юрий делает всё с такой уверенностью и изяществом, как будто в его руках не стекло, раскалённое до 600 градусов, а обычный пластилин, из которого он при помощи различных приспособлений ваяет своих птах и зверушек. А стороннему наблюдателю процесса приходится только удивляться и вос- торгаться, когда на его глазах за несколько десятков минут обычная стеклянная палочка в руках мастера превращается в уникальную вещицу. – Это мой самый любимый момент, – откровенно признался Юрий Владимирович, закончив очередную лошадку. – За свою жизнь я сделал немало таких фигурок, но каждый раз радуюсь, как будто у меня вновь родился ребёнок. Мне очень нравится, что стеклянные работы приносят радость не толь- ко мне, но и другим людям. . Сергей ЛИТАВРИН, фото автора в тему № 17–18 (503–504), 23 – 29 апреля 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz