Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

«Н есмотря на проблемы, которых, безусловно, много в музейном деле, интерес общественности к музеям в нашей стране в последние годы постоянно растёт. Регулярно ходить в музеи становится и правилом хорошего тона, и некоторой модой даже, что меня, честно говоря, очень радует. Одна из причин этих позитивных тенденций – повышение активности самих музеев: за последние 15 лет они существенно расширили свои социальные функции. Достаточно сказать, что почти все российские музеи реализуют специальные образовательные программы, в том числе и для молодёжи, регулярно проводят яркие, интересные мероприятия, ведут большую исследовательскую работу, привлекая к ней и специалистов, и энтузиастов-любителей. Это очень важно, особенно важно в регионах, небольших населённых пунктах, где музеи становятся, по сути, центрами общественной жизни» Владимир ПУТИН, Президент Российской Федерации 31 культура Д Е Н Ь Х У Д О Ж Н И К А Если бы не Елец! -Е лец для Виктора Семёновича – город особый. Он даже говорил: «Если б не Елец, может, и не выжил бы как художник». Сорокин попал в хорошую творческую среду – в Елец тогда перевели Орловское художественное училище, где вместе с ним преподавали художники высокого класса. В нашем городе Виктор Семёнович и жену себе нашёл. Первая персональная выставка художника в апреле 1974 года также была организована в Ельце. Нынешняя выставка, что проходит в рамках межмузейного проекта, для нас очень важна. И не только потому, что мы можем показать картины Виктора Семёновича Сорокина большему числу ценителей живописи. Наш музей заявляет о себе. Посмотрите, сначала столичные музеи и галереи делают подобные проекты, теперь и Липецк. Кстати, в следующем году с нашим авангардом мы будем участвовать в таком же межмузейном проекте, но уже с Третьяковской галереей. Это правильная политика – обмениваться сокровищами. Где ещё мы сможем увидеть Виктора Сорокина всех периодов? У нас в музее, например, «ранний» Сорокин, у Крикунова – «поздний». А на этой выставке – «весь» Сорокин! Это самый настоящий новогодний подарок для всех жителей Липецкой области! № 1 (487), 25 – 31 декабря 2017 г. Наталья Викторовна СТАРИЦЫНА, заведующая художественным отделом Елецкого краеведческого музея что моя любовь к творчеству Виктора Семёновича как возникла с первого взгляда, так не покидает меня всюжизнь. Убеждена: в суете и вечной спешке мы многое пропускаем в реальной жизни, мчимся мимо, а искусство Сорокина воз- вращает нам мгновения, когда мы были счастливы и не поняли этого. Не думая о чём-то общечеловеческом, он передавал собственные переживания живописью. Его мелодии были простыми в акварелях и этюдах, более сложными, симфониче- скими – в больших картинах. Но получа- лось, что на холсте он говорил не только о своём, а о том, что волновало других. Главное кредо творца Сорокина – благо- дарность Создателю за жизнь! – Это была религиозность? – Он не атеист – это точно! Ходил в цер- ковь, ставил свечи, был человеком пра- вославной культуры. Но при этом видел божество, разлитое в природе, как панте- ист. Что такое для ребёнка первый хруст льда? Это чудо, это событие. Как и сне- жинки, сосульки. Это ощущение детства, несмотря на все перипетии его трудной судьбы, он в себе сохранил. – Что помимо живописи насыщало самого Виктора Семёновича? – У него был идеальный слух, он очень любил музыку. Знал русскую классиче- скую литературу. Он читал газеты, осо- бенно в годы«перестройки». Говорил, что предчувствовал перемены заранее, и это отражалось в его живописи, она станови- лась всё свободнее. Виктор Семёнович был абсолютно неконфликтным челове- ком, не выносил скандальных ситуаций. Для творчества его душа должна была быть свободной. До своих пяти лет онжил в дореволюционнойМоскве и хорошо это помнил. Он подробно описывал, как по праздникам рано-рано его будила мать, чтобыидти к утреннеймолитве в церковь. Рассказывал, как любовался красотой своей матери и считал, что именно от ви- дения красивого родился в нём художник. Его воспоминания детства: лошадки во дворе, накрытые красивым ковром роз- вальни, искрящийся колотыйна реке лёд… – Виктор Семёнович делился своими ощу- щениями от времени, в котором ему дове- лось жить: революции, Гражданская и Ве- ликая Отечественная войны, репрессии, «оттепель», застой, «перестройка», наше- ствие демократии? – Когда началась война, он был на этю- дах в Украине. Возвращались в Москву в поезде вместе с военными. И настроение было такое, что война не сегодня-завтра закончится. Потом – эвакуация в Самар- канд. Когда пришла Победа, Сорокин за- помнил, что цвёл миндаль. Ожидали об- новления жизни в стране-победительни- це. Вместо этого стали закручивать гай- ки, Сорокин вынужден был покинуть столицу, переехать в Елец, подальше от надзора, чем себя и сохранил как худож- ник. Перемены, пришедшие в 91-м году, принял восторженно. – В последний год жизни ощущение радо- сти его покидало? –Нет! Виктор Семёнович был запрограм- мирован на длинную дистанцию, никогда не торопился, ни за кем и ни за чем не бе- жал. Он долго был молодым, но чем он становился старше, тем острее понимал, что жизнь небесконечна, тем сильнее це- нил каждый день, каждое мгновение. Он стремилсяпереполнявшие его чувства во- плотить в живопись. С возрастом его кисть становилась всё темпераментнее. Быть может, самые эмоциональные, са- мые пронзительные работы он сделал в свой последний год. Быть может, с высо- ты своего возраста и опыта он видел или знал то, что ещё скрыто от других. . Евгения ИОНОВА, Геннадий ЛОГУНОВ (фото) , Денис НЕЧАЕВ (фото) в тему Первая персональная выставка Виктора Сорокина в Ельце, апрель 1974 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz