Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
30 культура Д Е Н Ь Х У Д О Ж Н И К А № 1 (487), 25 – 31 декабря 2017 г. – Сорокин в сорок восьмом очутился в Ельце, в пятьдесят седьмом – в Липецке. Когда и где его увидели впервые вы? – Впервые работы Виктора Семёнови- ча я увидела вМосковскомМанеже ещё школьницей на Всесоюзной выставке. Бродила по необъятным манежным площадям и вдруг среди огромного числа картин увидела то, на что от- кликнулось сердце. Издалека поняла, как мне это близко. Подошла, прочита- ла: «Виктор Сорокин. «Зима». Город Липецк». Следующая работа называ- лась «Чайный стол». Помню, подума- ла, какой талантливый молодой худож- ник живет в моём городе. Потом прочла на этикетке, что он две- надцатого года рождения! То есть ему было уже много лет. Позже на област- ных выставках я ждала встреч с карти- нами Сорокина, иногда видела самого Виктора Семёновича, но всё робела по- дойти и познакомиться. Он, неожидан- но маленький, с белыми взлохмачен- ными волосами, в одежде, испачканной красками – ему всё было к лицу, – хо- дил от картины к картине, мимо одних проходил быстро, у иных останавли- вался, был внимателен... Познакомились мы лично в 1983 году, когда я – почти дипломированный ис- кусствовед – пришла работать в выста- вочный зал Союза художников. В этот год Виктор Семёнович похоронил жену, но своих чувств не показывал. Он был скрытным человеком. Через неко- торое время меня попросили написать тексты к каталогам выставки Виктора Сорокина и Юрия Гришко в Москве. Статью о Викторе Семёновиче я начала такими словами: «Проснуться утром и увидетьмир, будто заново родившись». Столичный редактор порекомендовал умерить восторженную тональность. Я попыталась выполнить требования, но те слова помню до сих пор, а статья Со- рокину понравилась… Могу сказать, Татьяна НЕЧАЕВА: Свои переживания Виктор Сорокин выражал через краски. Его мелодии были простыми в акварелях и этюдах, более сложными, симфоническими – в больших картинах. Но получалось, что на холсте он говорил не только о своём, а о том, что волновало всех На открытии «Зимок» председатель Липецкого регионального отделения Союза художников России Сергей Толчеев, художница Лидия Скаргина, сын мастера Александр Сорокин, хозяин Галереи Александр Назаров и искусствовед Татьяна Нечаева лагает насладиться зрительной и чув- ственнойполифонией зимних пейзажей выдающегося живописца Виктора Со- рокина, любезно предоставленных частными владельцами. С этого начался наш разговор с искус- ствоведом, куратором выставок Га- лереи Назарова Татьяной Иванов- ной Нечаевой. – Каждый год двадцать пятого декабря мы вспоминаем Виктора Семёновича и делаем выставки его работ. Нынешнюю решили собрать из картин, находящих- ся в личной собственности липецких коллекционеров, – продолжает Татьяна Ивановна. – Эти картины живут дома и отражают вкусовые пристрастия вла- дельцев. И эта камерность придаёт на- шей выставке особый колорит. Работ здесь много, нам очень хотелось пере- дать настроение густоты праздника, чтобыпахло мандаринами…Виктор Се- мёнович в творчестве не признавал гра- ниц, а в маленьких картинах, в этюдах был совершенно свободен. Его этюды – это запечатлённое мгновенное настрое- ние. Они сохранили движение его души, концентрацию чувств. –Рассказывая о Сорокине, выподчёркива- ете, что он был нечестолюбив, обществен- ная жизнь его не привлекала, при этом именно Виктор Семёнович стал «солнцем» липецкой творческой галактики, центром притяжения людей искусства. А как он сам формировался, ведь его детство было на- полнено потерями и горем? –Его родители умерли в том самомпере- ломном для нашей страны 1917 году. Отец Виктора Семёновича служил офи- цером царской армии. Была эпидемия тифа, заболела вся семья. Дети – трое сыновей – выжили, а их мама умерла. Вскоре не стало и отца. Мальчишек сна- чала разобрали родственники, а затем их определили в детский дом, потом – в трудовую коммуну имени Дзержинско- го. Именно в коммуне Виктор Сорокин стал заниматься живописью у Аникиты Петровича Хотулёва, ученика Ильи Ефимовича Репина. Потом Сорокин по- пал в руки Бориса Владимировича Иогансона, ученика Константина Алек- сеевичаКоровина. Борис Владимирович взял Виктора Семёновича вместе с дву- мя самыми одарёнными воспитанника- ми изостудии сразу на второй курс Мо- сковского художественного института, где преподавал. Так что детство, с одной стороны, было нелёгким, а с другой сто- роны, судьба заботилась о нём: ему на пути повстречались удивительные люди, разглядевшие в нём талант живо- писца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz