Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

24 общество Н А У К А Лауреаты областных премий имени Басова и Коцаря на торжественном приёме в честь Дня науки ружил и развил у мальчика способность к самостоятельному решению сложных задач и страсть к этому занятию. Так вы- рос выдающийся математик. – А что сегодня? Мы всё чаще слышим о пользе подготовки узких специалистов… – Обучение доказательствам требует и от ученика, и от учителя сосредоточен- ности и внимания. Это очень сложно сделать с нынешним клиповым мыш- лением. У современного человека ра- ботают только три процента мозга, тог- да как наши предки использовали его на десять и больше процентов. – Приборы вроде бы и облегчают нашу жизнь, но нас самих делают тупее. Пара- докс! – К сожалению, сегодня всё больше об- ращаются к западной модели образова- ния, даже в экзаменыдобавляютсяпрак- тикоориентированные задачи, на что и заточены нынешние репетиторы. Легко сказать: мойребёнокне способенкмате- матике! Нужно потрудиться. Проверен- ный факт: когда на уроке в первый раз доказывают теорему, то её понимают де- сять процентов учеников. Но к концу курса её не понимают всего десять про- центовшкольников. Всё и всем сразу по- нятно не становится. Сначала родители жалеют своих отпрысков, не погружая в математику, затем учебники упрощают- ся, изобилуют картинками. А визуаль- ныйряд убивает. Главное и вматематике – символ, слово! Ведь математический символ, например, цифра, изобретался тысячелетие. А теперь… Привлечение анимации отупляет ребёнка. Нужно, чтобы включались логические цепочки, только тогда мозг работает. Обезьяны тоже умеют манипулировать изображе- ниями. А человеку дано слово. – А что вы, православный учёный, вкла- дываете в понятие доказательства? – Сейчас наука вошла в период постмо- дернизма, её последователи выдвигают идеи множества истин или отсутствия истины вообще и бессмысленности её поиска. А классическая наука всё же предполагает поиск истины. Для пра- вославных людей истина – это Хри- стос. Задача – приблизиться к ней. Ма- тематика способна нам в этом помочь. Здесь нет разных точек зрения на один и тот же объект, а значит, легче добить- ся правды. Говорят: где два юриста, там три мнения. В философии множество определений у одного и того же поня- тия. А в математике дважды два – четы- ре. Тут легче исключить ложь, увидеть её. Вот этим ещё полезна математика для человека православного мировоз- зрения… В России всегда во главу угла ставили воспитание благочестивого христианина, трудолюбивого челове- ка, о прогрессе думали меньше. Пётр Первый поставил перед отечественным образованием иные задачи. – А вам не кажется, что во всём нужна мера. Сейчас нередко раздаются голоса радикалов, мол, не нужны русским детям гаджеты и компьютеры, они развращают. Но если мы затормозим, не сумеем пра- вильно договориться со временем и на- учно-техническим прогрессом, то опять свалимся назад. Ведь развитие не оста- новишь. Плохи не гаджеты, а мы – не умеющие объяснить их пользу и вред. Главное, показать детям другую, духов- ную сторону жизни, её важность… – Конечно, важны акценты. Но, на мой взгляд, на первое место нужно поста- вить приоритеты духовные. А насчёт значимости практической стороны мы немного введены в заблуждение. Боль- шинство преподавателей информатики – математики, получившие хорошую, фундаментальную базу логического мышления. Современным детям порой и вовсе пользоваться компьютером или телефономучитьсяне нужно–они слов- но рождаются с этим умением. Родитель боится что-то сломать, у него есть опыт. А ребёнок ничего не боится и, не зная брода, идёт в воду. И это очень плохо. Кстати, многие разработчики извест- ных компьютерных программ запре- щают своим детям играть в компьютер до пятнадцати лет. Их малыши лепят, рисуют, разрабатывают мелкую мото- рику – иначе мозг не разовьёшь. А наши с рождения сажают детей перед монитором – не плачет, и хорошо. – Вы входите в Объединение православ- ных учёных. Уместно ли разъединять лю- дей науки по религиозному признаку? – Мы не разъединяем. Наоборот, в Объединение входят люди одинаково- го не только вероисповедания, но и ми- ровоззрения. Почему бы нам этого не делать? Ведь есть православные врачи, например. Зачем свечу ставить под кро- вать? Свеча нужна для того, чтобы ос- вещать всё вокруг. Православие – это наши корни. И нам не надо прятать и скрывать своё мировоззрение. Мы проповедуем евангельские ценности. – Премия Басова о чём вам говорит? – О Божьей милости. Премия – заслуга многих людей, помогавших мне. Я бла- годарна администрации Липецкой об- ласти за то, что увековечили имя вели- кого учёного. Благодарна за поддержку нынешнему ректору нашего вуза Евге- нииНиколаевне Герасимовой и бывше- му ректору Валерию Петровичу Кузов- леву за создание условий для научной работы. – Я думаю, что у нас ещё будет много по- водов для встреч. За нынешний разговор благодарю и поздравляю от имени всей редакции и наших читателей с присужде- нием вам премии имени Николая Генна- диевича Басова. . Евгения ИОНОВА, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) № 6 (492), 5 – 11 февраля 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz