Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

23 общество Н А У К А института – нынешнего университета, математиков Липецкой земли, священ- ников Покровского храма Ельца. Со- ставлено имоё фамильное древо – я ко- ренная ельчанка, предки были одно- дворцами. Имя Сергея Алексеевича Чаплыгина хорошо известно всем – в нашей обла- сти в память о нём назван целый город. На кафедре висит его портрет, причём не подписанный. Это своего рода тест, пропуск на занятия по истории матема- тики для студентов – земляка они должны идентифицировать сразу. Забытые имена – Любовь Николаевна Запольская (первая женщина-магистр математики в России, уровнем не ниже Софьи ВасильевныКовалевской), Кон- стантин Николаевич Рашевский, Алек- сандр Сергеевич Бутягин – ректорМГУ и Иван Андреевич Калинников – рек- тор Императорского Московского тех- нического училища (ныне МГТУ име- ни Баумана), профессор Военно-воз- душной академии. И Бутягин, и Калин- ников – выпускники маленькой Елецкой мужской гимназии, впослед- ствии возглавившие ведущие вузы на- шей страны. Сейчас мы со студентами пытаемся найти их учителей. Собираю я материал и для книги о Ни- колае Геннадиевиче Басове. Также меня заинтересовала судьба Трофима ИльичаПоподько – ректора Липецкого педагогического института в пятидеся- тые годы прошлого века. – Вы обмолвились, что часть премии по- тратите на сборник «Елецкие подвижни- ки». К математике, как я понимаю, это не имеет отношения? – Это имеет отношение ко всем нам. Сегодня уже многое известно и о Буни- не, и оПришвине, и о Розанове. Читают их произведения, знакомятся с биогра- фиями. А вот о подвижниках елецкой земли почти ничего не известно. Они же были тихими, скромными людьми, не желавшими афишировать свои име- на. Но для нас, для молодёжи, ради просвещения нужно о них рассказы- вать и вспоминать… Даже если вернуться к математикам, то портретов русских учёных вплоть до де- вятнадцатого века и не встретишь, а вот западные учёные мужи известнынам «в лицо». Скромность, труд, служение Отечеству – вот что было главным для российских учёных и подвижников. Поэтому мне кажется очень важным рассказать о людях, так много сделав- ших для нашей духовности. В мае пла- нируем провести в Ельце Всероссий- скуюконференцию«Подвижники елец- кой земли в истории России» и попыта- емся реанимировать имена духовных подвижников, благотворителей, устро- ителей елецких храмов, о которых так- же ничего неизвестно до сего времени. Мы знаем, конечно, о Заусайловых, Стаховичах, Ростовцевых, Хреннико- вых. Но было и немало других жертво- вателей, оставшихся в тени. Главное – пробудить интерес ельчан к своему прошлому. Ведь удивительно, что не все наши студенты знают, что у них есть «личная», своя, родная покровитель- ница – Елецкая икона Божией Матери. Именно к ней нужно обращаться, на неё уповать, когда возникают трудно- сти в учёбе, в жизни. – Вернёмся всё-таки к тому, за что вы по- лучили премию Басова. Вы приложили руку к тому, чтобы выявить особенности обучения математики в отечественной школе, высшей и средней. Что это за осо- бенности? – Российская система образования от- личается от западной. Правда, послед- ние несколько лет нам пытаются при- вить иной подход к обучению. Но своё ни в коем случае нельзя забывать. Наше главное отличие – в системати- ческом курсе преподавания математи- ки. Он построен на дедуктивной, то есть доказательной основе. Конечно, есть истины, аксиомы, не нуждающие- ся в нашем доказательстве. Но всё остальное нужно обязательно дока- зать каждому. Науке математике – две с половиной тысячи лет! Сначала она была практи- ческой: измерили и сделали вывод. Но если монету дважды подбросить и она дважды упадёт решкой вверх – это не означает, что так будет всегда. Поэтому индуктивный, то есть опытный путь не всегда верен. А вот доказательный к ошибке не приведёт. Считается, что ма- тематика как наука родилась в шестом веке до нашей эры, когда появилось до- казательство. Им-то она и отличается от физики, химии, где опыт очень ва- жен. Раньше мы не очень ценили совет- ские систематические курсы изучения алгебры, геометрии. Но все мы, про- шедшие советскуюшколу, обладаем ло- гическим мышлением. На западе, кроме Франции, обучение построено на практической основе. Ут- верждения не доказываются, а иллю- стрируются. Например, на доске рису- ют две перекрещенные прямые. В на- шей системе доказывается равенство вертикальных углов, а там просто предлагают посмотреть и согласиться с утверждением. Конечно, проще уви- деть и согласиться. А вдруг это обман зрения? Помните утверждение Козьмы Пруткова о надписи на клетке со львом? – А почему вы считаете, что практикоори- ентированное образование – это плохо? Ведь европейская школа дала самых вы- дающихся учёных-математиков? – Во Франции в приоритете тот же де- дуктивный курс. Не поверите, но и в Америке метод дедукции преподаётся… в элитарных учебных заведениях. Для остальных – индукция. И в двадцатом веке, когда наступила эпоха всеобщего образования в нашей стране, отече- ственные учёные сделали столько от- крытий, что уже нельзя говорить, мол, Запад мы не догоним. В некоторых от- раслях мы ещё и далеко впереди. Ведь среди обладателей Филдсовской пре- мии много наших соотечественников, пусть и бывших. Чтобы получить одного олимпийского чемпиона, в стране следует развивать массовый спорт. Так же и с одарёнными детьми – необходимо создавать усло- вия, чтобы таланты проявлялись. Был такой учёный с мировымименем, созда- тель московской математической шко- лы Николай Николаевич Лузин. Так вот в гимназии (а он учился до революции) математика ему никак не давалась, пока он не встретил студента Томского поли- технического института, который обна- Ольга САВВИНА: Российская система образования отличается от западной. Правда, последние несколько лет нам пытаются привить иной подход к обучению. Но своё ни в коем случае нельзя забывать. Наше главное отличие – в систематическом курсе преподавания математики. Он построен на дедуктивной, то есть доказательной основе № 6 (492), 5 – 11 февраля 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz