Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
№ 51–52 (537–538), 17 – 23 декабря 2018 г. 40 культура В Е Р Н И С А Ж лантливого юношу направили учиться в студиювысшейшколыпрофсоюзного движения к мастеру пейзажа, народно- му художнику СССР Константину Юону. В 1947 году Бух с отличием окон- чил Московское областное художе- ственное училище «Памяти 1905 года», где учился у народного художника СССР, лауреата Сталинской премии Василия Бакшеева. ИменноЮон и Бак- шеев повлияли на его художественную манеру и буквально заразили импрес- сионизмом. Несмотря на то, что состоял в Союзе ху- дожников, Бух отличался от традици- онных живописцев. Он эксперименти- ровал с манерой, но к нонконформи- стам тоже не относился. Бух всегда был сам по себе. Но до 80-х он был одним из многих. Перерождение Буха началось после встречи с Майей. Как солнце мая Главной женщиной в своей жизни ху- дожник считал третью жену Майю. Они познакомились 25 июня 1973 года, когда ему было 50, ей — 40. Тот день Арон Бух запомнил навсегда, он будет называть его точкой отсчёта новой жизни. Их встреча была такой же сти- хийной, как у Булгакова в «Мастере и Маргарите». «Такая Майя могла родиться только в мае. В сиянье золотых волос она сама, как солнце мая», – посвящал своейжене Бух стихи и десятки картин. –Майя не имела никакого отношения к миру художников. Но она стала той же- ной, которая создала максимум усло- вий для его работы, – рассказала Елена Яковлева. – Он не задумывался, что нужно приготовить, что купить в мага- зине и на что. Благодаря ей, он мог жить только живописью, постоянно стоять у холста. Именно в этот период начинается изме- нение манеры Буха. Кто-то называет это постимпрессионизмом, кто-то – экспрессионизмом. Бух вырабатывает свой самобытный стиль – он часто ра- ботал пальцами вместо кисти. Гимн Солнцу – Бух, как вулкан, который спит, но в определённый момент просыпается, и из жерла его с шумом вырываются сно- пы дыма, огня, – и на поверхность из недр земли выливается невероятно красивая, бурлящая огненная лава, – так характеризует манеру Арона Буха старший научный сотрудник Государ- ственной Третьяковской галереи, науч- ный консультант проекта «Исцеление цветом» Валерий Силаев. – Это сравне- ние художника с вулканом неслучайно. Живопись и манера письма Буха, дей- ствительно, подобны лаве. Сначала ру- ками и тряпочками наносится подмале- вок – самый первый слой цвета. Подго- товительный рисунок для него не ва- жен, он мыслит формами, массами. Поэтому такие разные приёмы работы – руками, флейцем, тампонами с кра- ской, пальцами. Буху необходимо так- тильное ощущение красочной формы. «В живописи должен быть запах возду- ха. Солнца должно быть больше, чем предмета, так же, как восторга больше, чем красок. Главное в живописи – не то, что сделано на холсте, а то чувство, ко- торое эта живопись вызывает... Я от- пускаю руку, как птицу в полёт, и она сама парит по холсту вне зависимости от меня. И цвет оживает. Ведь нужно холст писать, а не натуру. Потом – дать ход и вовлечь тем зрителя в соав- торы, чтобы он был свободен домыс- лить по-своему», – так говорил о своих работах Арон Бух, а преданная Майя бережно записывала все его изречения в многочисленные тетради, называя его живопись гимном Солнцу. Исцеление цветом Без живописи Бух скучал даже ночью. Он мог встать и рисовать в темноте. Свет не включал, чтобы не будить «своюМаечку», так дорожил ею. «Я вижу смысл своей жизни и творче- ства в том, чтобы дать людям исцеле- ние цветом. Поэтому работаю неисто- во и непрерывно», – говорил Арон Бух. О его неистовстве ходили легенды. Ког- да у него заканчивались холсты, он мог начать писать новую картину на ещё свежем полотне с невысохшей краской. – Бывало так. Покупатель выберет ра- боту, на ней краска ещё свежая, оставит её до утра, чтобы высохла. Приходит на следующий день, а там уже новый пей- заж или натюрморт написаны, – рас- сказал коллекционер Сергей Алексан- дров, который предоставил для вы- ставки большуючасть работ. –Обрати- те внимание, подпись на картине «Арбузы» размещена не внизу, как всегда, а вверху справа. Значит, «Арбу- зы» написаны уже поверх какой-то ра- боты. Судя по всему, Бух взял горизон- тальный холст и поставил его верти- кально, поэтому подпись находится в необычном месте. Яркие подсолнухи, сочные арбузы, об- нажённые девушки и старая Москва – он писал только то, что очень любил. Но больше живописи он любил свою жену Майю. – Он всегда думал, что уйдёт первым: Бух был старше Майи Григорьевны, у него был диабет, инфаркт, – говорит Елена Яковлева. – Майя ушла первой. Она сгорела буквально за три месяца. Он потерял целый мир и почувствовал огромное одиночество. После смерти Майи Бух продержался только год. Он умер в феврале 2006-го. . Дарья РАЕВСКАЯ, фото предоставлено галереей «Буксир» Вернисаж в галерее «Буксир» прошёл с большим успехом: прекрасные картины, прекрасная музыка, прекрасные люди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz