Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
в тему 35 общество З В Ё З Д Н А Я И С Т О Р И Я то можно увидеть на небосводе, как из- под ног Ориона «выскакивает» созвез- дие Зайца, а рядомрасположены собаки героя: фигуры Большого и Малого Пса. Как рассказал экскурсовод, вычислить Орион несложно. Фигура созвездия на- поминает песочные часы. Самый при- метный –Пояс Ориона. Он представля- ет собой три звезды в ряд. – Но это не единственное небесное чудо, – продолжает Александр Влади- мирович. – Среди созвездий осенне- зимнего периода также интересна фи- гура Тельца. По древнегреческой ми- фологии – быка, которого усмирил Ге- ракл. Телец расположен справа от Ориона. А вот самое знаменитое рождествен- ское чудо – Вифлеемскую звезду – уви- деть уже невозможно. – Вероятно, в тот год на небе наблюда- лась вспышка сверхновой звезды, – по- ясняет Александр Владимирович. – Яркой и очень заметной, которая ука- зала волхвам дорогу к Спасителю и ко- торуюлюди в прежние времена связали с рождением Иисуса Христа. А вообще, картина неба меняется очень медлен- но. Примерно раз в пятьдесят – сто ты- сяч лет. И хотя сами звёзды движутся в пространстве с приличной скоростью– двести пятьдесят километров в секун- ду, из-за огромных расстояний на Зем- ле эти перемещения не видны. Астрономическое явление Впрочем, возникновение космических «тел» – редкое событие не только на небе, но и на земле. К слову, стационар- ный планетарий в административном центре – уникальное явление. Лабора- тория звёздного неба – запредельная мечта для многих крупных городов, даже во времена Советского Союза. – Безусловно, Данкову чрезвычайно повезло, – рассказывает Мамонтов. – В нашем городе планетарий возник бла- годаря инициативе земляка Ивана Фё- доровича Шевлякова, астронома, по- чётного гражданина города и одного из старейших лекторов Московского пла- нетария. Приезжая в Данков, Иван Фёдорович часто выступал с лекциями по астроно- мии и космонавтике перед своими зем- ляками. Он собирал сотни людей в школах, клубах, на предприятиях и в учреждениях. Шевляков использовал много демонстрационного материала (плакаты, позитивы, диафильмы, ки- нофильмы). Он хотел оживить свои рассказы, сделать далёкий космос близким и понятным. Вскоре ему уже показалось недостаточ- ным применение обычных картинок. У талантливого рассказчика родилась «астрономическая» мечта – открыть в родном городе настоящий планетарий! Однажды Иван Фёдорович узнал, что в Дом пионеров Ждановского района Москвы завезли уникальное оборудо- вание. Но просторного помещения под звёздную механику не нашлось. Тогда Шевляков убедил руководство бесплат- но передать дорогой аппарат УП-4 на свою малую родину. И его послушали. В Данкове Иван Фёдорович быстро по- добрал подходящее помещение. Гово- рят, он лично выполнил необходимые для подвала чертежи, изготовил полу- сферический купол-экран. Официаль- Возвращение астрономии В апреле 2017 года на заседании Минобрнауки РФ министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в школьную программу вновь вводят курс астрономии. Его будут преподавать в качестве самостоятельного предмета в средней школе объёмом не менее тридцати пяти часов за два года обучения. За каждой школой оставили право самостоятельно принимать решение – включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или с 1 января 2018 года. Определяющий фактор – готовность школы к качественному преподаванию предмета. Сегодня уроки преподают учителя физики, которые прошли курсы повышения квалификации. С 2019 года в школах начнут проводить всероссийские проверочные работы. Задания по астрономии уже включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике. Напомним, астрономию как самостоятельный предмет ввели в учебный план в 1932 году. Её преподавали в десятом классе один час в неделю. Однако в 1993 году науку о Вселенной исключили из школы, а точнее, из списка обязательных предметов. В некоторых образовательных учреждениях астрономию продолжали преподавать, но только в качестве факультатива. В результате уровень астрономической грамотности среди россиян значительно понизился. По данным ВЦИОМ, больше трети россиян не знают, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Именно поэтому госкорпорация «Роскосмос» обратилась в Минобрнауки с предложением вернуть астрономию как отдельный предмет в российские школы. Инициативу поддержали. № 51–52 (537–538), 17 – 23 декабря 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz