Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Александр Васильевич НАЗАРОВ, предприниматель, издатель книги -М не бы очень хотелось, чтобы монография «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область» была доступна не только читателям в тему библиотек, но и всем, кто интересуется историей и культурой малой родины. У нас у каждого в паспорте вписана национальность, но не все могут ответить, к какой нации они принадлежат по- настоящему. Русским мало родиться, им нужно стать. И творчество, научные исследования Кристаллины Леонидовны помогают нам стать русскими. Мне кажется, что эта книга должна стать настольной для всех, кто живёт в Липецкой области. 28 культура 6 5 Л Е Т Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И № 48 (534), 26 ноября – 2 декабря 2018 г. ние песком на Троицу, – продолжает Кристаллина Иващенко. – В селе Вол- чье Добровского района выкладывают разноцветные ковры Богу – эта тради- ция создания узоров из песка в 2012 году занесена в Федеральный реестр объектов нематериального культурно- го наследия народов России. Квадрати- ки символизируют вспаханное поле, круги – солнце, бесконечность жизнен- ного цикла, лестница – переход из это- го мира в иной. Но песочные магиче- ские рисунки, правда однотонные, де- лают и в Хлевенском районе, и в сёлах бывшего города Романова – Подгор- ное, Сырское, Хрущёвка. Благодаря стараниям работников культуры этот уходящий пласт народного творчества возрождается. Осталась память об этой традиции и у жителей сёл Тербунского, Липецкого, Добровского районов. – Я очень полюбила обряд проводов ру- салки. На липецкой земле бытуют три варианта: похороны русалки, проводы и её вождение. Жители, от которых мы записывали репортажи, уже взрослые, некоторые очень старенькие, как дети, до сих пор верят в русалку, что она мо- жет принести как вред, так и пользу, – улыбается Кристаллина Леонидовна. – Они её и боятся, и почитают. Русалку ассоциировали с хорошим, богатым урожаем, поэтому и куколки русальские бросали в рожь – хоронили. Потомпри- ходили домой и совершали поминаль- ный обряд, ели обрядовую кашу (такую же готовили на Масленицу и на свадь- бу). На проводах в русалку переодевали человека и провожали его до поля ржи. Вождение русалки – особенный обы- чай-перевёртыш: мужчины надевали женскую одежду, женщины – мужскую, меняли статус: девицы заплетались по- бабьи в две косы. Этот карнавал длился всю неделю. «Кричат Христа» в воловском селе Васильевка Волченские песчаные узоры на Троицу «Русалка», село Новое Дубовое Жаворонки в воловском селе Ожога Годный, тербунское село Вислая Поляна Пасха – праздник праздников Фото Н.В. ГЛОТОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz