Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

-К нига – необыкновенный результат большой полевой работы автора. Уникальный Александр Юрьевич КЛОКОВ, председатель Липецкого областного краеведческого общества в тему материал, собранный в этом издании, найти больше нигде нельзя. К книге прикреплён диск, послушав который можно по-настоящему ощутить себя русскими людьми. В большинстве своём мы, современные жители, традиционных русских песен не знаем – липчанам повезло, их можно услышать на традиционных «Рождественских встречах», которые Кристаллина Леонидовна и ансамбль «Воскресение» проводят в январе. 27 культура 6 5 Л Е Т Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И не было в этот день разделения на жи- вых и ушедших, мы же знаем, что для Бога мёртвых нет. Удивительный обряд справляли в сёлах нашей области на Святое Воскресенье – прежде чем похристосоваться с жи- выми, шли к мёртвым. Во всех районах катали яйца на могилах, в Хлевенском – ночью ходили на кладбище, прикла- дывали ухо к могильному холмику и слушали божественный распев – по мнению наших предков, под землёй на Пасху тоже пели «Христос воскресе». В Лев-Толстовском районе в субботу ве- чером, аккурат перед Пасхальным Вос- кресеньем, было принято открывать дверцымогильных оградок, а закрыва- ли их на Красную горку: люди верили, что таким образом души умерших мог- ли в праздник свободно выходить в этот мир и общаться как с живущими потомками, так и с ушедшими род- ственниками. – В Воловском районе и сейчас сорок дней от Пасхи до Вознесения «кричат Христа». Этот обряд более характерен для западнорусских территорий, но и у нас он тоже сохранился. «Кричать Хри- ста» – это значит трижды исполнять традиционный церковный тропарь на народный напев совершенно другим № 48 (534), 26 ноября – 2 декабря 2018 г. звуком, – поясняет автор. – Считалось нужным кричать возле дома, а потом компании переходили от одного двора к другому – так по всему селу и вдоль речки неслось, переплетаясь: «Христос воскресе из мертвых…». – Большой удачей наших экспедиций считаю запись плача на Красную горку в селе Головинщино Лев-Толстовского района от Раисы Дмитриевны Пано- вой, – продолжает Кристаллина Лео- нидовна. – Она рассказала, что на всю Пасхальную седмицу до Красной горки вообще нельзя петь песни, существо- вал запрет даже на плачи. А уже позже играли свадьбы, устраивали праздни- ки, плакали на могилах. Лето и осень Ещё один интересный раздел книги – двухнедельный троице-русальский пе- риод. Обычай этот удивительный, в нём языческие, народные и православ- ные пласты настолько спаяны, что и не разберёшь уже, где начало. Троица – время перехода из весны в лето, она и сейчас ассоциируется у нас с зеленью – полы в храмах и домах за- стилаются травой, ставят в кадки моло- денькие берёзки, а ветки – в вазы или плетут из них веночки. Всю эту «зелён- ку» хранят в доме целый год до следую- щей Пасхи и Духова дня. – В Липецкой области сохранился уни- кальный, редчайший обычай – рисова- Обычай «кликать авсень» под Старый Новый год в Липецке Коляда под Рождество в селе Волчье Добровского района Проводы Масленицы в селе Замартынье Добровского района Обычай «греть родителям пятки» в селе Елец-Маланьино Фото Л. ЯКИМЕЦ Фото Н. КАЛГИНОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz