Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
19 экономика Ф И Н А Н С Ы – Совершенно верно. В последнее вре- мя наибольший рост числа атак фикси- руется именно в сегменте мобильных платформ. А Россия оказалась лидером по количеству мобильных банковских троянов, то есть программ, предназна- ченных для кражи финансовой инфор- мации пользователей. В отчёте компании «Лаборатория Кас- перского» говорится, что в прошлом году число вредоносных установочных программ на мобильных устройствах по всему миру выросло по сравнению с 2015 годом в три раза – до 8,5 миллио- на. Для проведения операций с ком- пьютера и мобильного телефона (всё- таки это два независимых канала) ин- формационная безопасность в извест- ной степени обеспечивается. Если же вы совместите в одном месте и про- грамму, и аутентификацию, и под- тверждение платежа, этот порог замет- но снижается. – Выходит, самоуверенность современ- ного пользователя часто играет на руку кибермошенникам… – Именно так. Раньше мы говорили, что на уловки кибермошенников в ос- новном поддаются люди пенсионного возраста, и вели с ними большую разъ- яснительную работу, повышали их финансовую грамотность. А сейчас в лапы к мошенникам всё чаще попада- ют люди в возрасте до сорока лет: они очень активно пользуются гаджетами и технологиями, не сильно задумыва- ясь о правилах. По мнению экспертов, основными проблемами на протяже- нии последних четырёх-пяти лет оста- ются опасность заражения мобильно- го устройства и компьютера через Ин- тернет, недостаточность встроенных средств защиты в программные про- дукты со стороны разработчиков си- стем дистанционного банковского об- служивания, а также невыполнение пользователями элементарных требо- ваний безопасности. Ключевой проблемой следует считать именно уязвимость клиента. Какое бы средство защиты ему ни предоставля- лось, оно может быть скомпрометиро- вано, в том числе и самим пользовате- лем. Чаще всего злоумышленникам удаётся обойти самые совершенные средства защиты по причине доверчи- вости клиента, его неосведомленности, халатности в отношении персональных данных. Именно поэтому злоумыш- ленники всё чаще используют не техни- ческие, а психологические приёмы – то, что называется социальной инжене- рией. – Проще говоря, мошенники находят причину, по которой человек легко пой- дёт на действия, ведущие к утрате денег. – Психологи знают, что в сфере финан- сов людьми в основном движут два чув- ства: корыстолюбие и страх. Чаще все- го социальные инженеры воздейству- ют на желание быстро разбогатеть, стремление купить что-то с большой скидкой. Очень часто давят на род- ственные чувства, страх за близкого че- ловека, например, сообщают, что ваш родственник якобы попал в беду. Осо- бенно подвержены такому воздей- ствию пожилые люди, которые, услы- шав о беде, сразу бегут к банкомату и делают то, что им говорят злоумыш- ленники. Бо́льшая часть хищений де- нег со счетов происходит благодаря до- верчивости самой жертвы. Люди дик- туют злоумышленникам свои пароли, номер карты, передают кодыподтверж- дения. А этого делать категорически нельзя, таково первое правило финан- сово грамотного человека – беречь свои персональные данные. – Итак, вот мы и пришли к финансовой грамотности, о которой так много разго- воров последнее время? – Не только разговоров, но и дел. Теме кибербезопасности в рамках програм- мы повышения финансовой грамотно- сти населения уделяется большое вни- мание. Например, в Липецкой области наши сотрудники на регулярной основе проводят просветительские лекции для учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов и ссузов. В центре вни- мания Отделения Липецк повышение финансовой грамотности наиболее уязвимой категории жителей – пенсио- неров. В 2017 году проделана большая работа по организации и проведению просветительских лекций для предста- вителей старшего поколения на пло- щадке санатория «Липецк». Хочу дать несколько советов, следуя которым можно в существенной степе- ни обезопасить себя от киберкражи персональных данных и средств. Ни в коем случае не реагируйте на звонки и электронные сообщения, в которых вас просят предоставить реквизиты счёта, PIN-коды, пароли или персональные данные. Всегда используйте надёжные уни- кальные пароли для максимально воз- можного количества учётных записей в Интернете, а лучше всего – индиви- дуальный пароль для каждой из них. Не храните логин и пароль на своём смартфоне: в электронном сообщении, в виде заметки или для «автоматиче- ского заполнения» при открытии ин- тернет-сайта или приложения. Не ле- нитесь проверять выписки по банков- ским счетам и картам на предмет подо- зрительных транзакций. . Светлана НИКОЛАЕВА По данным ЦБ, Россия демонстрирует высокий рост числа киберпреступлений в финсекторе. Если в 2016 году Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в финансовой сфере (ФинЦЕРТ ЦБ) сообщал о 233 инцидентах (не учитывая однотипные атаки), то только за первые три квартала 2017 года ФинЦЕРТ зафиксировал уже 735 таких случаев НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЁЖНЫХ КАРТ В РОССИИ I квартал II квартал III квартал IV квартал I квартал II квартал III квартал IV квартал 72,2 315 272 300 260 253 244 294 284 61,7 69,1 57,9 63,1 65,8 77,5 90,3 Число операций (тысячи) Объём операций (миллионы рублей) Источник: ФинЦЕРТ Банка России Инфографика Ольги РЕЗВЫХ № 5 (491), 29 января – 4 февраля 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz