Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
10 У Ч И Т Е Л Ь С Т В О главная тема До Москвы, где проходил очный этап, дошли всего двадцать девять учителей. В моей номинации была самая большая конкуренция – четырнадцать конкур- сантов, в остальных – по семь и восемь человек. В финале девять лауреатов проводили мастер-классы и участвова- ли в дебатах. В каждой номинации экс- пертное жюри определило победите- лей, а уже потом из нас троих абсолют- ного лидера выбирали все участники очного этапа. И очень приятно, что их голоса принадлежали мне. – Наталья Евгеньевна, то есть вас высоко оценили и профессиональное жюри, и коллеги-учителя, причём те самые со- перники, которых вы же в конкурсе и обошли! – Это был волнительный момент. И, знаете, мы ведь все очень подружились, до сих пор общаемся, перезваниваемся. На конкурсных отборах я поражалась, сколько в России удивительных педа- гогов, искренних, преданных своему делу – и из больших городов, и из сёл, и из отдалённых посёлков. – Какую тему вы заявили в проекте? – Моя работа называлась «Формиро- вание читательской компетентности младшего школьника». – Что же нужно сделать, чтобы ученик за- хотел читать? – Нужно заинтересовать его. Великий русский педагог Константин Дмитрие- вич Ушинский считал, что любое уче- ние начинается с увлечения. В совре- менном мире увлечь книгой очень сложно. Но можно. Все мои ученики, даже подготовишки, видят, что на моём столе лежат не только учебники, но и художественные книги. – А вам не кажется, что заинтересовы- вать книгой в шесть-семь лет уже позд- но? – Согласна. Но учёные доказали: чело- век становится читателем или не чита- телем в первые десять лет своей жизни. Конечно, пример ближних, домашних – один из весомых факторов, чтобы ре- бёнок зачитал. Сегодня, к счастью, большинство родителей понимают: со- стояться в жизни может только образо- ванный и грамотный человек. А для этого надо уметь читать. Но пример взрослых, в том числе учителей, – это, как я уже сказала, один из факторов… Следующий – книжное окружение: со- брание книг дома, у друзей, у бабушек и дедушек (к счастью, наши бабушки и дедушки – читающие), библиотеки в классе, в деревне, в городе, то есть в том месте, где ты живёшь. Особо отмечу, что в Липецке библиотеки очень хоро- шие. А наше классное собрание так и вообще уникально – оно пополняется самими учениками, можно взять книгу и отнести её домой и даже не вернуть, если понравилась. Заинтересовываю ребят чтениеми через приём «нетипич- ная фотография»: я показываю снимки молодыхИвана Крылова илиЛьва Тол- стого, дети удивляются и под другим углом читают их произведения, пони- мая, что и классики-старики когда-то были молоды. Ещё один пример: у нас в классе нередко проходят встречи с ли- пецкими писателями. Кстати, детской писательнице Тамаре Алексеевой мои ученики даже подсказали идеи для ска- зок. – Наталья Евгеньевна, мир всё больше «оцифровывается». А правильно ли вы делаете, что акцентируете внимание сво- их учеников на книге? –Конечно, исключать электронный ва- риант книги ни в коем случае нельзя – это реалии наших дней. Но чтобы уче- ник начал её читать, надо в детстве хотя бы полистать бумажный вариант. Именно тактильные приятные ощуще- ния от соприкосновения с бумажными листами и посылают определённые сигналы в мозг. А уж красивые и гра- мотные иллюстрации и вовсе форми- руют мотив к чтению у ребёнка. Кстати, меня пугают разговоры о том, чтобы перевести всю библиотеку в цифру – это, по-моему, угроза вырас- тить неграмотных людей. А с неграмот- ными, привыкшими к сжатым, сокра- щённым материалам людьми нам не построить никакого будущего, тем бо- лее цифрового. – Вернёмся в самое начало. Почему педа- гогику выбрали профессией? – Это, наверное, было предопределено. Я вообще никакой иной профессии для себя не представляла! С детского сада мне хотелось стать учителем – с годами только менялась преимущественная специализация. Я родилась в Вороне- же, где в технологическом институте получали высшее образование мои ро- дители, училась в школе и в институте уже в Тамбове. А замуж вышла в Ли- пецке, где и живу уже двадцать семь лет. Мне удивительно везло на педаго- гов, поэтому очень хотелось быть похо- жей на первую учительницу Надежду Андреевну Шонину. Я училась в заме- чательнойшколе в окружении прекрас- ных одноклассников, с которыми до сих пор дружим и общаемся. Мой де- Наталья КОЛГАНОВА: Я к детям эмоционально привязываюсь и выпускной – почти трагедия каждый раз. В лицей я пришла в 1996 году и взяла второклассников. У нас возникло такое взаимопонимание, мы так любили друг друга – до сих пор рады встречаться и общаться... Я действительно люблю всех своих детей № 48 (534), 26 ноября – 2 декабря 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz