Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

32 гид К А Л Е Н Д А Р Ь В подготовке ма териа лов использова ны сборник «События и да ты Липецкого кра я на 2018 год» и открытые источники, фото с са йта ru.wikipedia.org. 5 декабря 4 декабря 19 декабря Героический путеец 1898 год. Герой Социалистического Труда, железнодорожник Филипп Дмитриевич Федосов родился в селе Дракино ныне Лискинского района Воронежской области. С 14 лет начал трудиться путевым рабочим на железной дороге. В 1938-1939 годах Филипп Дмитриевич был старшим дорожным мастером Грязинской дистанции пути. В апреле 1939 года его назначили начальником Поворинского ремонтного путевого участка. В этой должности он встретил начало Великой Отечественной. С первых дней войны Филипп Дмитриевич грамотно организовал работу, мобилизовал путейцев на обеспечение бесперебойного трудового процесса на вверенном ему участке пути – станции Поворино. С началом Сталинградской битвы нагрузка на участок выросла, через Грязи и Поворино к Сталинграду поезда везли танки и пополнение. А после завершения битвы станция стала главным узлом, через который к Курску доставляли войска Донского фронта. В январе 1943 года Ф.Д. Федосова назначили начальником Лискинской дистанции пути. Он восстанавливал Лискинский узел и был награждён высшей отраслевой наградой – знаком «Почётный железнодорожник». Лискинский железнодорожный узел сыграл важную роль в период Курской битвы, а после неё – в освобождении Украины и битве за Днепр. 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Филиппу Дмитриевичу Федосову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Град над Матырой-рекой 1938 год. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Грязи, расположенный на реке Матыра, был преобразован в город. В 1867-1869 гг. здесь проложили железную дорогу Воронеж – Козлов и основали железнодорожную станцию Грязи, впоследствии объеди- нившую село Грязи, деревеньку Дмитриевку и посёлок Александро- Мариинский (Маринку) в единый населённый пункт. 30 августа 1868 года первый паровоз отправился из Грязей в Елец. В короткий срок Грязи стали железнодорож- ным узлом четырёх направлений: московского, царицынского, воронежского и орловского. 25 ноября 1992 года у города появился свой герб. Сегодня город Грязи – районный центр, крупный железнодорожный узел на Юго-Восточной железной дороге России. Боринский завод – предшественник липецких металлургических предприятий 1693 год. В Романовском уезде на правом притоке Вороне- жа, реке Белый Колодезь, дьяком Кузьмой Семёновичем Бо- риным, его братом Иваном и Никитой Григорьевичем Аристо- выми был построен железоделательный завод. Строился он как частное предприятие. Договор был заключён на 30 лет. На первых порах завод выпускал на продажу предметы хозяйственного и домашнего обихода: топоры, сошники, котлы. Поэтому в народе его назвали «Топоровским». В 1696 году начиналось строительство флота на Воронеже, для которого требовались железо и пушки. С этого времени Боринский завод перешёл на производство военной продукции. Железные скобы, наковальни, крючья и гвозди на заводе делали не только для Воронежа, но и для Азова, Москвы, Петербурга. Рома- новское железо пользовалось большим спросом. На изготовление ценных предметов мастера просили «самова доброва мяхкова романовского железа». Боринский завод был первым частным металлургическим заводом, построенным на чернозёмном юге России. По тем временам это был один из крупнейших заводов России XVIII века. По царскому указу 1720 года Боринский завод передали под управление обер-комис- сара Липских заводов И.М. Москотиньева. Окончательное «определение» о приписке Боринского к Липским заводам состоялось 4 мая 1721 года. Благотворительный путь к храму купца Алексея Хренникова 2017 год. Совет депутатов Липецка принял решение об установке памятника меценату А.П. Хренникову в сквере по улице Ворошилова в Липецке. Купец, меценат, потомственный почётный граж- данин Алексей Петрович Хренников родился в 1788 году в селе Романово Липецкого уезда (ныне село Ленино Липецкого района). В 1837 году он был купцом второй гиль- дии. Через несколько лет увеличил свой капитал и в 1842 году стал купцом первой гильдии. На средства А.П. Хренникова и его стараниями в Липецке был построен и освящён в 1848 году храм Святой Троицы, по проекту архитектора А.И. Мельникова в русско-византийском стиле (сейчас на этом месте стадион «Металлург»). Существует предание, что строительству храма предшествовал чудесный случай. Зимним утром 1892 года в Липецке находившиеся на Новобазарной площади горо- жане наблюдали необычное видение: в небе ярко сиял позолоченными куполами, усыпанными звёздами каменный пятиглавый храм. Будучи глубоко верующим человеком, Алексей Хренников расценил это как знамение и начал хлопотать о постройке храма. По свидетельству современников, Троицкая церковь была одной «из великолепнейших в Тамбовской епархии как по архитектуре, так по изяществу и богатству внутренних украшений». № 47 (533), 19 – 25 ноября 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz