Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
29 культура В З Г Л Я Д – Эмма Леонидовна, а о чём Таня меч- тала не как художник, а как человек, молодая женщина? На выставке есть две работы, которые мой сын прочи- тал так: «Музыка птичьей души», где птица бьётся о прутья клетки – это Та- нина жизнь всуе, а на картине «Рай» – её мечты: несущийся скакун, солн- це, молодой мужчина играет на до- мре… – Она жила обособленно, закрыто, настолько в себе, что никого не пу- скала в свой мир. Таня лишь говори- ла, что ей не хватает знаний, и пыта- лась их обрести. – Олег Васильевич, а на кого Татьяна ориентировалась? Хоть и сказано: «Не сотвори себе кумира», но, мне кажется, человеку, а особенно твор- ческому, сложно этого избежать. – Перед выставкой в Москве нас по- просили написать кое-что о себе. Когда Таня принесла мне свой ли- сточек и попросила прочитать, я был озадачен: «На меня, как на ху- дожника, оказали влияние Гоголь, Врубель…», ещё одно имя я поза- был. Потом шла моя фамилия. – Быть может, это оттуда такая иллю- стративность и увлечение мистициз- мом, раз великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь стоит первым в списке у художника? – Её творчество всё пронизано ми- стицизмом. Наша выставка даст аб- солютное понимание амбивалент- ности Тани Кузнецовой – её востор- га и ужаса. Гоголь и Врубель неслу- чайны. В известном смысле она сама стоит в этом ряду. – Меня всё-таки удивляет, что на первом месте у неё стоит человек слова. – Отсюда в юношеском периоде, когда она ещё не сильно чувствовала сам материал и са- модостаточность этого восхитительного вида искусства – живописи, её иллюстративизм. Она пыталась говорить… – Вы назвали выставку пушкинской строкой «О, муза, лёгкий друг мечты…». Это такой поход от противного? – Нет, Таня была разной, и лёгкой в том чис- ле. В её творчестве столько мечты, фантасти- ки, невероятного. – О Кузнецовой мало что известно. В поискови- ках её имя вообще если и выходит, то в какой- нибудь компании. Охотно ли она вы- ставлялась? – Мне хотелось, чтобы она участво- вала в каждой нашей выставке. Но Таня любила залезать в ракушку, от- куда с каждым годом всё сложнее было её вытаскивать. ВЛипецке Куз- нецову мало знают, потом она и во- все ушла. В тень. Мырасстались с Та- ней в девяносто первом году после Московской выставки. Время было жуткое. Её поманили сладкими обе- щаниями, которые не выполнили. А мы пошли дальше уже без Тани. Больше она никогда не выставля- лась. Но не проходило и дня, чтобы я о Тане не вспоминал, не думал. Когда узнал о Таниной смерти, был потря- сён. Я сам художник, и для меня было совершенно необъяснимо: как, обладая таким даром, можно было совершенно исчезнуть! На самом деле все эти годы нашего необщения она писала. И в этом затворничестве Таня тоже создавала шедевры как в живописи, так и в скульптуре малых форм, в декоративно-прикладном творчестве. Хотелось бы выпустить про Таню книгу – она этого достой- на. Таня была моим открытием, по- трясением, откровением. Надеюсь, вернее, уверен – я не ошибся… Мы представили ретроспективу творче- ства Татьяны Кузнецовой, постара- лись показать её талант с нескольких ракурсов. Она – моя любимая ху- дожница. И, пожалуй, лучшая. – Спасибо за интервью и за саму идею. И за верную память… . Евгения ИОНОВА, Геннадий ЛОГУНОВ (фото) Андрей ЛОМОНОСОВ, искусствовед: Едва я вошёл в зал, как вспомнил наше общение, и всё вернулось вновь. Таня была личностью. Она была очень разной и в то же время необычайно цельной, интересовалась различными жанрами искусства, впускала их в себя и вступала в диалог. И все её работы будто написаны сегодня, хотя впервые я увидел их тридцать лет назад… Она не боялась быть открытой, не изображала что-то из себя. При этом её искусство играет и терапевтическую роль – ещё никто не отменял очистительную функцию искусства № 44 (530), 29 октября – 4 ноября 2018 г. Прикоснуться к невероятному, фантастическому миру Татьяны Кузнецовой в Центре изобразительных искусств можно ещё неделю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz