Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
14 № 44 (530), 29 октября – 4 ноября 2018 г. Н А Р О Д Н О Е Е Д И Н С Т В О главная тема дедыибабки, детиивнуч- ки и даже собачка. Такой сувенир в наше время хо- рошо даритьжениху и не- весте на свадьбу. Все мои произведения – автор- ские реплики на куклы, которые хранятся в Кунсткамере и Рос- сийском этнографическом музее. Это повтор костюмов, реально бытовавших в разных регионах нашей страны. Сюда я привезла авторское прочтение костю- ма северного комплекса –Вологда, Нов- город, Псков. Народный костюм так бо- гат и обширен, что объять его невоз- можно, всегда находится что-то новое. Изучая мастерство наших предков, чув- ствуешь себя в роли вечного ученика, – считает Людмила Гурвиц. Полюбоваться подлинным народным костюмом Липецкой области можно было прямо на выставке. На суд зрителя он предстал как разноцветный девичий венок. Здесь и наряд невесты с празд- ничной завеской из атласных лент, и рубахи с дивными вышитыми узорами на рукавах и весёлыми рюшами на гру- ди. Понёвы из шерсти в полоску и кле- точку, расписные платки ишали, наряд- ные фартуки для праздников. Всюду красуются бусы из настоящего стекла и бисера. Был на выставке и лаконичный повседневный костюм: из-под однотон- ной понёвы выглядывает юбка, обрам- лённая по краю атласной тканью. Александр ЧУНОСОВ, директор Областного центра культуры, народного творчества и кино эксперт -З начимость подобных выставок-конкурсов для нас велика. Мы популяризируем русские народные традиции. Только зная их, можно понимать свою самобытность, идентифицировать себя как личность. В наше время глобализации, в том числе и культурной, трудно сохранить родовые корни. Мы одеваемся одинаково, говорим на языках разных стран. А русский народный костюм рассказывает нам о прошлом народа, о его традициях. Выставка-конкурс «Нет живописней русского наряда» возвращает нас к своим истокам. Народное дефиле Ещё раз участники выставки-конкур- са убедились, что нет живописней рус- ского наряда, когда окунулись в твор- чество модельеров-народников. Кон- курсная программа – показ-дефиле коллекций костюмов по номинациям «Реконструкция, реплика этнографи- ческого костюма», «Сценический на- родный костюм», «Русские традиции в современном костюме» – впечатли- ла всех участников и гостей большого праздника народной культуры. Презентация костюмов была не ме- нее интересна, чем сами произведения творческих коллективов. Здесь и об- рядовые сценки, и элементы театраль- ных постановок, где выдавали замуж девку, и искусная демонстрация выши- тых рушников. Донские казаки выхо- дили на сцену в своих традиционных нарядах да с залихватской песней. Са- рафаны, вышитые рубахи, понёвы раз- ных цветов, головные уборы, словно хвосты дивных птиц, лоскутные кол- лекции – каждый выход моделей – ма- ленькая сенсация народного стиля. На суд зрителя и взыскательного жюри участники дефиле «давали» презен- тацию ожившей винтажной фотогра- фии. Её герои – крестьяне, чей наряд рассказывал целую историю рода. По- корили сердца зрителей костюмы «под гжель» – барышни в изысканных пла- тьях проплывали по подиуму, как сине- белые облака. Творческое объединение «Красный квадрат» из Москвы проде- монстрировало свою лоскутную кол- лекцию шушпанов – это верхняя рус- ская народная одежда. Крой у москов- ских мастеров традиционный, а вот декорированы они изысканными льня- ными вставками и лоскутами. К шуш- панам полагаются головные уборы, ко- торые придают костюмам настоящий русский шик. «Красный квадрат» пора- довал своей лоскутной коллекцией, по- свящённой знаменитому русскому мо- дельеру Надежде Ламановой, которая делала коллекции для показа во Фран- ции в 20-х годах прошлого столетия, а на подиуме в её нарядах блистала сама Лиля Брик, когда-то. – Наше объединение – это творческая лаборатория. Чтобы создавать коллек- ции, мыизучаем этнографический мате- риал вмузеях. Стараемсяработать с под- линными вещами из запасников. Наши коллекции сделаны из ситца, льна, шер- сти, где главные «действующие лица» – лоскуты. Я считаю, что в костюмах всех народов мира заложена единая основа. Мы все люди одной земли-ма- тушки, и всем нам доро- га её культура и тради- ции, –рассказала Елена Воронова, руководи- тель клуба-мастерской текстильно- го дизайна «Красный сарафан». Любовь Бабахова, руководитель са- модеятельного клуба «Тамбовская сударыня», показывала свою коллек- цию народного костюма на разных фе- стивальных площадках. В клубе занима- ются пенсионеры по проекту «Старше- му поколению – активное долголетие». Здесь они и вяжут, и вышивают, и созда- ют традиционные народные костюмы. – Когда я стала «на- родницей», у меня из- менился образ жизни, как будто я к Богу при- шла. Наш коллектив дружит с уникальным рязанским театром «Красный угол», артисты которого вы- ступают только в подлинных народных костюмах, у них и черпаем вдохнове- ние. В Липецк мы привезли два костю- ма однодворцев Тамбовской области, матери и дочери, молодухи и девушки. И несколько сарафанных комплексов, – рассказывает Любовь Бабахова. Строгий суд Всё великолепие на- родного костюма и ку- кол оценивало высо- копр оф е с с ион ал ь - ное жюри. Его пред- седатель, кандидат искусствоведения, за- служенный работник культуры РФ, за- ведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени Полено- ва Юлия Борисовна Иванова счи- тает, что сегодня люди стали искрен- не интересоваться народным костю- мом. Проходят фестивали, конкурсы, где можно показать свою реставрацию, увидеть работу фольклористов и этно- графов. Но вот на подмостки высокой моды российские дизайнеры не так ча- сто выставляют свои народные творче- ские коллекции. – Если во всех странах мира тема «этно» представлена во всей своей кра- се и звучит в коллекциях ведущих мо- дельеров, то мы можем назвать только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz