Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
2 б общество ► Р А З Г О В О Р П О Д У Ш А М о б щ е с т в о Р А З Г О В О Р по Д У Ш А М 27 М у з е й - у с а д ь ба С е м ён о в а -Т я н -Ш ан с к о г о - у д и в и т ел ь н ы й о бра з ец д в о ря н с к о г о г н н д а ^ ПЁТРП ет ро ви ч - в ел и к и й госудАРавЕнный м уж Э к с к у рс и и А л ек с а н д ра Б о г д а н о в а п о м у з ею в с ег д а н а с ы щ ен ы о г ро м н ы м к о л и ч ес т во м и н фо рм ац и и не естественным состоянием обществ а. Он всегда понимал: моё «я» заканчива ется там, где начинается «я» другого че ловека. Но он был учёным, блестящим систематиком и, естественно, исследо вал любую ситуацию досконально, на рабатывал информацию до того момен та, пока она не выливалась в действен ную систему, способную повлиять на ситуацию. Прежде чем сделать выводы о крепостной системе, Пётр Петрович изучал быт русских крестьян, в Европе - немецких и французских. Чуть позже, путешествуя к Тянь-Шаню, переехав за Урал, он понял, что там-то свободный русский мужик живёт совершенно по- другому. Оказавшись в киргизских сте пях, наблюдал, как приспособились к тамошним условиям ушедшие из Рос сии русские. Проанализировав и евро пейский, и азиатский опыт, Пётр Пе трович сформировал достаточно строй ную экономическую систему, как и что нужно делать, чтобы крестьянам жи лось лучше и чтобы от этого не так по страдало дворянское сословие и эконо мика в целом. Я считаю, что Крестьян ская реформа 1861 года - одно из вели чайших событий в истории нашего Отечества. Бесспорный факт - после отмены крепостничества в конце XIX - начале XX веков Россия вышла на пере довые рубежи в мире. - Алек сандр Алек сандрович, я слеж у за вашими передвиж ениями по России, се годня вы - в Ярославле, завтра - вДивно- горье, работаете в архивах - от Рязани до Санк т-Петербурга, участвуете в научных конференциях, пишите статьи в газеты, ж урналы и . . . в пятитомник . Вы, навер ное, счастливый человек , раз успеваете так много? - Когда Петра Петровича Семёнова- Тян-Шанского спросили:что такое сча стье, он назвал три составляющих . Первое - любить и быть любимым . Второе - приносить пользу кругу своей деятельности, и третье - заниматься тем, к чему лежит твоя душа. Вот у меня вроде всё и складывается по этой фор муле. В данный момент я занимаюсь тем, к чему лежит моя душа, и принош ' пользу людям своей деятельностью . Поэтому и успеваю сделать многое. - А как вы отдыхаете от трудов праве/ : ■ ных? - У меня в одной из соцсетей « а в а щ ка»: я в Рязанском архиве. Это как ра i отпуск. Опять-таки возвращаюсь к П( - тру Петровичу (далеко в разговоре м .1 от него не ущли!): он считал, что смена рода деятельности - лучший отдых. И в моей жизни сейчас сложилось так, что я много занимаюсь экскурсионной ра ботой. Хотя плоскость та же - история, краеведение. Нюансы - особые. Экс курсия, скажем так, это нагрузка на одну часть тела, работа в архиве - на другую, написание статьи - на третью. В любом случае угол полёта меняется. VI г № 40 ( 526), 1 - 7 октября 2 018 г. - Мы часто говорим, но сами иногда не понимаем, до какой степени затёрли хо рошую мысль, она у нас ярк о светит, но плохо греет: молодые долж ны знать историю своей страны. Призывами инте рес ни в ком не возбудишь. Что нуж но делать, чтобы любовь к истории, перехо ж у на высок ий стиль - к отческим гро бам, стала нашим естеством, от мала до велика? - Как мне кажется, это один из фунда ментальных вопросов образования - формирование интереса к истории. Я считаю, что осознанный интерес к 1 рошлому своей семьи, своего города, края, государства проявляется уже в ознательном возрасте. И то далеко не ■всех. А с молодёжью вообще сложно. Яестно сказать, какими-то действия ми обязательного плана у них интерес le разбудишь. Уроки истории.? Навер- юе. Но опять же урок должен вести еловек, который сможет заинтересо- ать, а не отработать отведённое вре- 1 я: ты один абзац рассказываешь, ты - ругой... Школа - это, конечно, боль- :ая часть. Но, как мне кажется, нужно ардинально менять систему препода- ания. Я считаю , что напрасно из ткольного образования убрали такой предмет, как краеведение. Интерес к истории должен выстраиваться от об- jtaTHoro, не как сейчас - государствен ная история начало начал, а от лично- ( ти каждого школьника: кто бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка... Елждый ребёнок обязательно найдёт в истории семьи, чем гордиться. А пози тивная инф орм аци я мотивирует к дальнейшему изучению, к большему познанию . Отсюда, мне кажется , и надо плясать. В моей родословной я докопался до прапрапрадеда. Ничего выдающегося вроде бы нет... - Но он ж е ваш прародитель... - Точно. Я узнал, как его звали. Уже здорово. Он был государственным кре стьянином села Дёмкино. Мои более древние предки - однодворцы, служи лые люди на Белгородской оборони тельной черте. Знаете, даже история жизни родителей - уже предмет для «исследований» любознательных по чемучек. Вот мой отец - из рязанских крестьян, а предки по матери осваива ли Сибирь, они из Алтайского края. Очень интересно узнавать историю се мьи, просто надо заинтересовать этим ребёнка. - Это дело родителей. - Согласен. Всё сваливать на педагогов н е л ь з я . Но р о д и т ел и наши по- прежнему замучены «бытовухой», по исками дохода для обеспечения семьи... А школа, к сожалению, перестала зани маться воспитанием, классное руко водство превращается в некий форма лизм, уже не до работы, бумаг так мно го, что бедные учителя стонут от такой нагрузки. У меня жена педагог, и я знаю, что говорю. - Много говорят, что воспитание долж но вернуться в школу. Вопрос в другом - го товы ли учителя воспитывать и тратить душевные силы на детей, которые, что уж там говорить, не всегда белые и пуши стые. - Если не школа, то внешкольные и культурные учреждения могут под держать этот процесс. Недавно я з а кончил читать замечательную книжку специалиста по музейному делу То- - Ну это уж е разговор о миссии, то есть о высоком. - Если мы будем думать только о вы живании , лучше, и звините за гру бость, сразу застрели ться , или , по крайней мере, тихо уйти. В музейной сфере сложно приживаются люди рав нодушные. Хотя приживаются, там, где нафталина больше и в паутине можно спрятаться. Но таких мало, по большей части музейщики - люди ин тересные, начитанные, кроме прочего немножко психологи, немножко арти сты. Но энтузиастов, не люблю это слово, всё-таки не хватает. - Влюблённых в своё дело. Так лучше? - Наш замечательный краевед Алек сандр Юрьевич Клоков называет таких людей: приветливые. В смысле с приве том. Себя я тоже к ним отношу. - Вы сейчас занимаетесь эк ск урсионной работой. Какие впечатления? А л е к с а н д р БОГДАНОВ: « Я СЧИТАЮ, что ИСТОРИК НЕ ДОЛЖЕН БЫ ТЬ «ИКОНОПИСЦЕМ » : ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК СКАЗАЛ - ЗНАЧИТ , ТАК ТОМУ И БЫ Т Ь . Р а д и и с т и н ы П ё т р П е т р о в и ч с а м о п р о в е р г а л а в т о р и т е т ы , т о г о ЖЕ А л е к с а н д р а Ф о н Г у м б о л ь д т а , к о т о р ы й с ч и т а л Т я н ь - Ш а н ь ВУЛКАНИЧЕСКИМИ ГОРАМИ. СЕМЁНОВ ПРОВЁЛ ИССЛЕДОВАНИЯ и с к а з а л : « Н е т ! » Х о т я в с е г д а с в я т о в е р и л в Г у м б о л ь д т а и ЕГО ПРАВОТУ . А МНЕ СЕЙЧАС ПРИХОДИТСЯ КОЕ -ГДЕ ЗНАЧИ ТЕЛ ЬНО ПОП РАВЛЯТЬ П е т р а П е т р о в и ч а , п о т о м у ч т о м е м у а р ы о н в с ё - т а к и ПИСАЛ в ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ. И ПИСАЛ ИХ НА ОСНОВЕ КАКИХ-ТО ДАЛЁКИХ ОЩУЩЕНИЙ, ОБРЫВОЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ » мислава Шолы «М немософия» , он объединил все учреждения, которые занимаются, как он называет, сохра нением публичной памяти: музеи, би б л и о т е к и , ар х и в ны е х р ан и лищ а . Сюда можно отнести и внешкольные учебные заведения и школы, но они уже как бы косвенно. То есть сохра нять публичную память мы обязаны всем социумом. Если переходить на более близкую мне тему культурных учреждений, тут тоже есть некая привычка к стабильности, к работе по шаблону, музей - это что-то занафталиненное... - То есть консервативное... - Да. Я утрирую, предлагаю - край ность. Музеи и библиотеки, как мне ка жется, должны сегодня сами идти к лю дям, работать с аудиторией и по макси муму встраиваться в окружающую со циальную и культурную среду. - Это отличное направление, и очень правильное. Считаю, что мне повезло попробовать себя в другом жанре, хотя тема близкая, но я работал по другим маршрутам, по другим направлениям, и мне пришлось расширять свой круго зор, ещё глубже изучать историю Рос сии, ведь я вожу людей и в Тулу, и Ря зань, и Воронеж, и Тамбов... - Наверное, вы обнаруж или много исто рических пересечений с нашим краем. - Приезжаю в Крапивну, маленький городок, бывший уездный центр Туль ской губернии, сейчас деревушка, и местный экскурсовод начинает с гор достью рассказывать, что храм в цен тре Крапивны построил (с трудом вспоминает) московский архитектор Бланк , Так это же Иван Яковлевич Бланк! Прапрадед Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Полдороги до следующей остановки я рассказы №40 ( 526), 1 - 7 октября 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz