Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

2 б общество ► Р А З Г О В О Р П О Д У Ш А М о б щ е с т в о Р А З Г О В О Р по Д У Ш А М 27 М у з е й - у с а д ь ба С е м ён о в а -Т я н -Ш ан с к о г о - у д и в и т ел ь н ы й о бра з ец д в о ря н с к о г о г н н д а ^ ПЁТРП ет ро ви ч - в ел и к и й госудАРавЕнный м уж Э к с к у рс и и А л ек с а н д ра Б о г д а н о в а п о м у з ею в с ег д а н а с ы щ ен ы о г ро м н ы м к о л и ч ес т во м и н фо рм ац и и не естественным состоянием обществ а. Он всегда понимал: моё «я» заканчива ­ ется там, где начинается «я» другого че­ ловека. Но он был учёным, блестящим систематиком и, естественно, исследо­ вал любую ситуацию досконально, на ­ рабатывал информацию до того момен­ та, пока она не выливалась в действен­ ную систему, способную повлиять на ситуацию. Прежде чем сделать выводы о крепостной системе, Пётр Петрович изучал быт русских крестьян, в Европе - немецких и французских. Чуть позже, путешествуя к Тянь-Шаню, переехав за Урал, он понял, что там-то свободный русский мужик живёт совершенно по- другому. Оказавшись в киргизских сте­ пях, наблюдал, как приспособились к тамошним условиям ушедшие из Рос ­ сии русские. Проанализировав и евро ­ пейский, и азиатский опыт, Пётр Пе ­ трович сформировал достаточно строй ­ ную экономическую систему, как и что нужно делать, чтобы крестьянам жи ­ лось лучше и чтобы от этого не так по ­ страдало дворянское сословие и эконо ­ мика в целом. Я считаю, что Крестьян ­ ская реформа 1861 года - одно из вели ­ чайших событий в истории нашего Отечества. Бесспорный факт - после отмены крепостничества в конце XIX - начале XX веков Россия вышла на пере ­ довые рубежи в мире. - Алек сандр Алек сандрович, я слеж у за вашими передвиж ениями по России, се­ годня вы - в Ярославле, завтра - вДивно- горье, работаете в архивах - от Рязани до Санк т-Петербурга, участвуете в научных конференциях, пишите статьи в газеты, ж урналы и . . . в пятитомник . Вы, навер­ ное, счастливый человек , раз успеваете так много? - Когда Петра Петровича Семёнова- Тян-Шанского спросили:что такое сча­ стье, он назвал три составляющих . Первое - любить и быть любимым . Второе - приносить пользу кругу своей деятельности, и третье - заниматься тем, к чему лежит твоя душа. Вот у меня вроде всё и складывается по этой фор ­ муле. В данный момент я занимаюсь тем, к чему лежит моя душа, и принош ' пользу людям своей деятельностью . Поэтому и успеваю сделать многое. - А как вы отдыхаете от трудов праве/ : ■ ных? - У меня в одной из соцсетей « а в а щ ка»: я в Рязанском архиве. Это как ра i отпуск. Опять-таки возвращаюсь к П( - тру Петровичу (далеко в разговоре м .1 от него не ущли!): он считал, что смена рода деятельности - лучший отдых. И в моей жизни сейчас сложилось так, что я много занимаюсь экскурсионной ра­ ботой. Хотя плоскость та же - история, краеведение. Нюансы - особые. Экс­ курсия, скажем так, это нагрузка на одну часть тела, работа в архиве - на другую, написание статьи - на третью. В любом случае угол полёта меняется. VI г № 40 ( 526), 1 - 7 октября 2 018 г. - Мы часто говорим, но сами иногда не понимаем, до какой степени затёрли хо­ рошую мысль, она у нас ярк о светит, но плохо греет: молодые долж ны знать историю своей страны. Призывами инте­ рес ни в ком не возбудишь. Что нуж но делать, чтобы любовь к истории, перехо­ ж у на высок ий стиль - к отческим гро­ бам, стала нашим естеством, от мала до велика? - Как мне кажется, это один из фунда ­ ментальных вопросов образования - формирование интереса к истории. Я считаю, что осознанный интерес к 1 рошлому своей семьи, своего города, края, государства проявляется уже в ознательном возрасте. И то далеко не ■всех. А с молодёжью вообще сложно. Яестно сказать, какими-то действия ­ ми обязательного плана у них интерес le разбудишь. Уроки истории.? Навер- юе. Но опять же урок должен вести еловек, который сможет заинтересо- ать, а не отработать отведённое вре- 1 я: ты один абзац рассказываешь, ты - ругой... Школа - это, конечно, боль- :ая часть. Но, как мне кажется, нужно ардинально менять систему препода- ания. Я считаю , что напрасно из ткольного образования убрали такой предмет, как краеведение. Интерес к истории должен выстраиваться от об- jtaTHoro, не как сейчас - государствен ­ ная история начало начал, а от лично- ( ти каждого школьника: кто бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка... Елждый ребёнок обязательно найдёт в истории семьи, чем гордиться. А пози ­ тивная инф орм аци я мотивирует к дальнейшему изучению, к большему познанию . Отсюда, мне кажется , и надо плясать. В моей родословной я докопался до прапрапрадеда. Ничего выдающегося вроде бы нет... - Но он ж е ваш прародитель... - Точно. Я узнал, как его звали. Уже здорово. Он был государственным кре ­ стьянином села Дёмкино. Мои более древние предки - однодворцы, служи­ лые люди на Белгородской оборони ­ тельной черте. Знаете, даже история жизни родителей - уже предмет для «исследований» любознательных по ­ чемучек. Вот мой отец - из рязанских крестьян, а предки по матери осваива ­ ли Сибирь, они из Алтайского края. Очень интересно узнавать историю се­ мьи, просто надо заинтересовать этим ребёнка. - Это дело родителей. - Согласен. Всё сваливать на педагогов н е л ь з я . Но р о д и т ел и наши по- прежнему замучены «бытовухой», по ­ исками дохода для обеспечения семьи... А школа, к сожалению, перестала зани ­ маться воспитанием, классное руко ­ водство превращается в некий форма ­ лизм, уже не до работы, бумаг так мно ­ го, что бедные учителя стонут от такой нагрузки. У меня жена педагог, и я знаю, что говорю. - Много говорят, что воспитание долж но вернуться в школу. Вопрос в другом - го­ товы ли учителя воспитывать и тратить душевные силы на детей, которые, что уж там говорить, не всегда белые и пуши­ стые. - Если не школа, то внешкольные и культурные учреждения могут под ­ держать этот процесс. Недавно я з а ­ кончил читать замечательную книжку специалиста по музейному делу То- - Ну это уж е разговор о миссии, то есть о высоком. - Если мы будем думать только о вы ­ живании , лучше, и звините за гру ­ бость, сразу застрели ться , или , по крайней мере, тихо уйти. В музейной сфере сложно приживаются люди рав ­ нодушные. Хотя приживаются, там, где нафталина больше и в паутине можно спрятаться. Но таких мало, по большей части музейщики - люди ин ­ тересные, начитанные, кроме прочего немножко психологи, немножко арти ­ сты. Но энтузиастов, не люблю это слово, всё-таки не хватает. - Влюблённых в своё дело. Так лучше? - Наш замечательный краевед Алек ­ сандр Юрьевич Клоков называет таких людей: приветливые. В смысле с приве ­ том. Себя я тоже к ним отношу. - Вы сейчас занимаетесь эк ск урсионной работой. Какие впечатления? А л е к с а н д р БОГДАНОВ: « Я СЧИТАЮ, что ИСТОРИК НЕ ДОЛЖЕН БЫ ТЬ «ИКОНОПИСЦЕМ » : ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК СКАЗАЛ - ЗНАЧИТ , ТАК ТОМУ И БЫ Т Ь . Р а д и и с т и н ы П ё т р П е т р о в и ч с а м о п р о в е р г а л а в т о р и т е т ы , т о г о ЖЕ А л е к с а н д р а Ф о н Г у м б о л ь д т а , к о т о р ы й с ч и т а л Т я н ь - Ш а н ь ВУЛКАНИЧЕСКИМИ ГОРАМИ. СЕМЁНОВ ПРОВЁЛ ИССЛЕДОВАНИЯ и с к а з а л : « Н е т ! » Х о т я в с е г д а с в я т о в е р и л в Г у м б о л ь д т а и ЕГО ПРАВОТУ . А МНЕ СЕЙЧАС ПРИХОДИТСЯ КОЕ -ГДЕ ЗНАЧИ ТЕЛ ЬНО ПОП РАВЛЯТЬ П е т р а П е т р о в и ч а , п о т о м у ч т о м е м у а р ы о н в с ё - т а к и ПИСАЛ в ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ. И ПИСАЛ ИХ НА ОСНОВЕ КАКИХ-ТО ДАЛЁКИХ ОЩУЩЕНИЙ, ОБРЫВОЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ » мислава Шолы «М немософия» , он объединил все учреждения, которые занимаются, как он называет, сохра ­ нением публичной памяти: музеи, би ­ б л и о т е к и , ар х и в ны е х р ан и лищ а . Сюда можно отнести и внешкольные учебные заведения и школы, но они уже как бы косвенно. То есть сохра ­ нять публичную память мы обязаны всем социумом. Если переходить на более близкую мне тему культурных учреждений, тут тоже есть некая привычка к стабильности, к работе по шаблону, музей - это что-то занафталиненное... - То есть консервативное... - Да. Я утрирую, предлагаю - край ­ ность. Музеи и библиотеки, как мне ка ­ жется, должны сегодня сами идти к лю ­ дям, работать с аудиторией и по макси ­ муму встраиваться в окружающую со ­ циальную и культурную среду. - Это отличное направление, и очень правильное. Считаю, что мне повезло попробовать себя в другом жанре, хотя тема близкая, но я работал по другим маршрутам, по другим направлениям, и мне пришлось расширять свой круго­ зор, ещё глубже изучать историю Рос ­ сии, ведь я вожу людей и в Тулу, и Ря ­ зань, и Воронеж, и Тамбов... - Наверное, вы обнаруж или много исто­ рических пересечений с нашим краем. - Приезжаю в Крапивну, маленький городок, бывший уездный центр Туль ­ ской губернии, сейчас деревушка, и местный экскурсовод начинает с гор ­ достью рассказывать, что храм в цен ­ тре Крапивны построил (с трудом вспоминает) московский архитектор Бланк , Так это же Иван Яковлевич Бланк! Прапрадед Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Полдороги до следующей остановки я рассказы №40 ( 526), 1 - 7 октября 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz