Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)

28 общество РАЗГОВОР ПО ДУШАМ «У Господа все просто» » В наш сложный век мы теряем мног ие истинные ценности, о которых тоскует душа, и сами себя загоняем в тупик . Многое перевернулось с ног на голову: молодёж ь не почитает старших, и почтенный возраст перестаёт быть синонимом мудрости... Тем более ценны беседы с людьми, стяж авшими духовное видение В таком общении в свете простоты и смирения пред­ стают немногословные уроки их жизни, отвечаю­ щие на важные вопросы. Наш собеседник - настоятель храма в честь вели­ комученика Димитрия Солунского, что стоит в селе Урицкое Тербунского района, протоиерей Василий Хрипу­ нов, батющке 72 года. - Отец Василий, для начала расскажите, из какой вы семьи, как получилось, что выбрали духовную стезю, и на каких традициях зиждется ваш священнический стержень? - Родители мои самые обычные. Отец, Иван Дмитриевич, щофёром работал, мама, Анна Ивановна, домохозяйкой была. Мы жили почти в 50 километрах от Воронежа, в селе Пчельники. Храма в то время не было даже в районе, самый близкий - в Воронеже. Я возрастал, окончил сельскую среднюю школу, семь клас­ сов, а десятилетку - в другом селе, в Ступино. Потом пошёл на производство, в СУ-3 треста «Промстрой» учеником элек­ трика. А с 1965 по 1968 год в армии служил. Вернувшись, по­ ступил в техникум на вечернее отделение в Липецке, в 1971 году окончил. Работал электриком высшего разряда на чугу­ нолитейном заводе «Центролит». Потом поступил в духов­ ную семинарию. - И как же это случилось? Вели мирской образ ж изни, и вдруг - семинария?.. Скажите, а крестик носили? В советские годы это было не принято. - Без креста ходил... Когда работал на «Центролите» и жил неподалёку в рабочем посёлке, то ко мне один человек подо­ шёл из верующих: «Василий, - сказал, - сходи в храм, прича­ стись, в грехах покайся». Вот так он сказал, а я и понятия не имел, что это значит... Но послушался, к тому времени мне было 33 года. - И вы уже были женаты? - Ещё нет. Я пришёл в храм, как он и сказал, в грехах покаял­ ся, причастился. Потом начал ходить по выходным и чаще, в свободное от работы время. - В какую церковь? - В ту пору в Липецке было два храма - Преображенский в районе «Спутника» и на улице Арктической, Христо-Рожде­ ственский, где служил протоиерей Георгий Костромин, ныне покойный. Потом вокруг меня были люди верующие, они посоветовали «Василий, поступай учиться в духовную семинарию». Ну, ду­ маю, если мне так говорят, то и пойду. Мне стало очень инте­ ресно, что там есть, в этом духовном заведении. Я достал программу для поступающих - что надо учить, какие молит­ вы... И потом уже встретился со старцем Макарием (Болото­ вым). - Мы знаем, что у Господа случайностей не бывает, всё промыс лительно... - Да. Приехал я за духовным советом к батющке отцу Иоан ну Скопинцеву, который в те годы служил в селе Калиновка Становлянского района, он ныне почил о Господе, я к нему и раньще в храм ездил. А потом довелось мне встретиться со схиархимандритом Макарием (Болотовым), в то время он ещё отцом Власием был. И я спросил: «Батюшка, в какую мне семинарию поступать.?» Он отвечает: «В Одесскую иди». Ну, я собрал документы, которые нужно - у меня в то время как раз был отпуск по работе, - и поехал экзамены сдавать в Одессу. Это был 1980 год. общество РАЗГОВОР п о ДУШАМ 2 9 я, правда, плохо читал по-славянски, думал, что меня не при­ мут. Но меня утешили: «Успокойтесь и не волнуйтесь, здесь разные есть абитуриенты. Приёмная комиссия решит, зачис­ лять или нет». К тому времени мне было 34 года, а по услови­ ям семинарии поступать можно до 35 лет. И, видно, в приём­ ной комиссии рассудили: «Если сейчас не примем, потом уже по годам не подойдёт». Меня зачислили, и я начал заниматься. Надо сказать, учился прилежно, я там был старше всех. Кто помоложе, те после занятий уходили куда-то развеяться - погулять, по городу походить. А я большей частью, можно сказать, «сидел за партой». На трапезу схожу, в храм по рас­ порядку, ходил и на могилку к преподобному Кукше Одес­ скому. А всё остальное время - в классе, сижу и штудирую предметы. И, кстати сказать, успевал лучше молодых, пото­ му что брал своей усидчивостью. -Осознанно... - Да, закончил без троек, рукоположился. - Кто вас рукополагал? - Владыка Сергий (Петров), митрополит Одесский, ныне покойный. Царствие Небесное. Одно время он был в Ельце епископом {епископом Воронежским и Липецким, с 1961 по 1963 год. - Прим, редакции). После окончания семинарии мне дали предписание ехать в Воронежско-Липецкую епархию, откуда и прибыл. Напра­ вили в Вознесенский храм села Бурдино Тербунского района Липецкой области, это мой первый приход. - К тому времени, как приехали в Бурдино, вы уже женились? - Да. Сначала женился, а потом уже рукоположение было. Мы с будущей женой в Одессе познакомились. Супруга, Анна Георгиевна, родом из Молдавии, из верующей семьи. Брат у неё священник, и отец на клиросе пел, да и сейчас ходит на клирос, помогает как псаломщик. И мама её, теперь уже по­ койница, тоже в храм часто ходила. - Деток родили, батюшка? - Дочка родилась в 1984 году, Ангелина. А сынок в 1987 году, его имя необычное, Мартирий. Родился в день памяти трёх святых Мартириев, так и решили назвать. Теперь у нас с же­ ной уже внуки: четверо мальчиков и девочка. Сын диаконом служит в Воронежской епархии. Сначала служил в Вороне­ же, потом перевели в Лиски. - Батюшка, за время служения кто был для вас примером свя- г^еннической жизни? Кого назовёте своими учителями, настав­ никами? - Отца Иоанна Скопинцева, который в Калиновке служил, тогда, по первости, я с ним часто советовался. Отца Влади­ мира Баязова из Преображенского храма Липецка и также отца Власия, в схиме Макария (Болотова), которого я при его жизни застал и немного знал. - Что особенного было в тех батюшках и чего нету молодых? - Прежнее духовенство более степенное было. У молодых ^ сейчас привычка: побыстрее отслужил и уехал... Судить, ко­ нечно, не можем, но у них как-то всё получается намного стремительнее. Раньше весь смысл жизни был - подготовка к службе и служение, и чтобы служба шла дольше и благо­ пристойнее: больше собрать людей, чтобы исповедать, боль- ОТЕЦ ВАСИЛИИ: « Д а й Б о г , ч т о бы в с е л ю д и х о т ь НЕМНОЖЕЧКО ОСОЗНАЛИ СВОЮ ГРЕХОВНОСТЬ, ЧТОБЫ ПОКАЯЛИСЬ, ПРОСИЛИ милости Б о ж и е й и п о с т а ра л и с ь и с п ра в и т ь с я . я и НА СЛУЖБЕ ОБ ЭТОМ ГОВОРЮ, НА ПРОПОВЕДИ, что ВОЗРАСТАТЬ НАДО ДУХОВНО ВСЕМ НАМ, СТАРАТЬСЯ МЕНЬШЕ СОГРЕШАТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ, СВЯТОСТИ УПОДОБЛЯТЬСЯ, КАК Бог свят . В ы б р о с и т ь и з с е р д ц а з л о и м е с т ь , у кого они ЕСТЬ. Жить ПРОСТО, БЕЗ КОВАРСТВА и БЕЗ ЛУКАВСТВА. И ЧТОБЫ ЛЮДИ ПРИШЛИ ко СПАСЕНИЮ, ВРАЗУМИЛИСЬ » ше причастить, это было смыслом жизни, источником радо­ сти и праздника. А сейчас у молодёжи как будто появились другие «главные дела»... - Отец Василий, у вас такой длинный путь священнический... Расскажите, какими тогда были люди по сравнению с тепереш­ ними? - Хотя в то время всё, что касалось Церкви, было, как бы это правильнее сказать, «сжато», «зажато», но мне думается, что было подуховнее. Сейчас всё открыто, но какое-то расслаб­ ление есть в людях. Это, правда, наблюдается и во времени в целом. Казалось бы, сейчас много людей в храм приходят, а вот выйдут - и сразу какие-то разговоры личные начинают­ ся, суды-пересуды, свободное поведение... - Страх Божий уходит... - Да. Настрой какой-то иной. Сейчас ведь электронный век | наступил, и это нас всех взбудоражило: телефоны мобиль­ ные, компьютеры, телевизоры многоканальные... И вот ма­ ленькие люди, детишки, а уже в телефон играют. Им гово­ ришь: «Бросьте, бросьте», а они как будто и не слышат, втя­ нулись. - Для молодёжи это стало естественным... - Да. Вцерковь они приходят, но после техники электронной получается уже что-то не то, расхолаживание какое-то, от­ влечение... Наверное, это так повсеместно, к сожалению. Мир изменился. К примеру, раньше нас, священников, бла­ гочинный по письму собирал: явиться на собрание туда-то и тогда-то... Бумагу получили - и едем. Всё было степенно. А сейчас - просто по звонку собираемся. - Батюшка, мы видим, что сейчас семья в трудном положении. Вы, как человек, много лет послуживший в духовном сане, как думаете: почему это происходит - потеря веры, семейных цен­ ностей? - Видимо, влияет на человека то, что его окружает. Мир вли­ яет, соблазны, то, что показывают по телевидению или на компьютере. Для молодёжи развлечения всевозможные: клубы, танцы и дискотеки, этот образ жизни негативно дей­ ствует на их ум. Такого раньше не было. Люди лишились со­ средоточенности, начиная с самого малого возраста. Взять наше детство - оно было совсем другое, с иным на ­ строем. Нынешняя система школьного образования такая, что детей просто перегружают. Раньше в первом классе писа- № 39 (525), 24 - 30 сентября 2018 г. № 39 (525) , 24 - 30 сентября 2018 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz