Итоги недели. 2018 г. (г. Липецк)
2 0 экономика ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ВРоссии вступил в силу закон о финансовом омбудсмене Закон закрепил институт финансового омбудсмена в России. 3 сентября нынешнего года он начал свою работу € € Ф инансовый омбудсмен по может обычным людям за щитить права вспорах сбан ками, страховыми компани ями, микрофинансовыми и прочими организациями. Сейчас боль шинство потребителей при возникших спорах впадают в панику, тратят нема лые деньги на посредников или по ма лейшему поводу идут в суд. Число исков измеряется сотнями тысяч, а рассмотре ние дел тянется месяцами. Вместе с ис полняющим обязанности управля ющего Отделением Липецк ГУ Бан ка России по ЦФО Татьяной Божко разбираемся, как будет работать новая служба и куда жаловаться липчанам. сти.' нительных услуг при заключении дого вора и блокировка счета. Т а т ь я н а БОЖКО: Н а п е р в о м э т а п е , п о к а ф о р м и р у е т с я и н с т и т у т Ф и н а н с о в о г о УПОЛНОМОЧЕННОГО, РАСХОДЫ БЕРЁТ НА СЕБЯ БАНК РОССИИ. З а т е м и с т о ч н и к о м Ф и н а н с и р о в а н и я с т а н у т в з н о с ы Ф и н а н с о в ы х о р г а н и з а ц и й , р а з м е р к о т о р ы х б у д е т з а в и с е т ь о т ЧИСЛА ПРОИГРАННЫХ СПОРОВ, ПОЛНОТЫ и СВОЕВРЕМЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ. ИТОГОВУЮ ФОРМУЛУ РАСЧЁТА ОПРЕДЕЛИТ СОВЕТ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО, ОНА БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНА ПОЗЖЕ > » - На какие финансовые проблемы чаще всего ж алуются ж ители Липецкой обла - За семь месяцев нынешего года от жи телей региона в Банк России поступило полторы тысячи жалоб, большая часть - к участникам финансового рынка в области страхования. Липчане жалова лись на отказ в заключении договора из-за отсутствия полисов ОСАГО, а также на неверное применение коэф фициента бонус-малус (КБМ). Претен зии к кредитным организациям в ос новном связаны с ипотекой, например с невозможностью выполнять обяза тельства по кредитному договору. В числе жалоб также навязывание допол- ЭКОНОМИКа ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР 2 1 - Зачем нуж ен финансовый омбудсмен? Чьи права он будет защищать? - Потребителей финансовых услуг. Ин ститут уполномоченного поможет уменьшить число споров, в том числе судебных, между гражданами и финан совыми организациями. И таким обра зом повысит доверие потребителей к финансовому рынку. Финомбудсмен будет рассматривать претензии к фи нансовой организации, если лимит за являемых гражданами требований в рамках одного спора не превышает пя тисот тысяч рублей. Имущественные споры по ОСАГО будут рассматривать ся вне зависимости от суммы. - Помощь финомбудсмена платная? Есть ли какие-то условия? - Нет, обращения граждан рассматри ваются бесплатно. Но подача обраще ния профессиональным посредником будет осуществляться на платной ос нове. - На приёме обязательно присутствовать лично? - Нет, обращение можно подать и в электронном виде. УСлужбы финансо вых уполномоченных обязательно бу дет ресурс в Интернете, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большин ство сервисов будут доступны с восьми утра до восьми вечера, а некоторые - круглосуточно и без выходных. - Как выглядит процедура обращения - от подачи ж алобы до исполнения реше ния в пользу граж данина? - Сначала уточню, что закон обязывает финансовые организации в определён ные сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться её решить. Поэтому сначала нужно об ратиться за урегулированием спора к № 38 (524), 17 - 23 сентября 2018 г. - В какой срок финомбудсмен ответит граж данину? - При отсутствии согласия сторон фи нансовый уполномоченный выносит решение в течение пятнадцати рабочих дней (у него есть ещё и десять дней для проведения необходимой экспертизы). Если вместо гражданина к омбудсмену обратился профессиональный посред ник, то спор рассматривается в течение тридцати рабочих дней. Основная фор ма рассмотрения спора - заочная. То есть гражданину не нужно приезжать, например, из дальних регионов России на рассмотрение спора. Решения финансового уполномочен ного обязательны для исполнения фи нансовыми организациями в срок, установленный в решении. То есть не менее десяти и не более тридцати дней после вступления решения в силу. Если участник финрынка исполнит решение омбудсмена в установленные сроки. участнику финансового рынка. Закон обязывает организацию направить от вет гражданам не позднее пятнадцати рабочих дней для претензий, поданных в электронном виде, и тридцати рабо чих дней для остальных случаев. Далее, если ответ финансовой органи зации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномо ченному, который уведомляет об этом финорганизацию и даёт ей шанс ещё раз договориться с заявителем. На этом этапе организация либо может полно стью выполнить требование заявителя (и представить омбудсмену подтверж дение, например платёжку), либо дого вориться с гражданином о возможном урегулировании спора - в таком случае между ними оформляется соглашение. это будет считаться «надлежащим ис полнением договора». полнительного листа) для принуди- тельного исполнения решения. В слу чае несогласия с решением омбудсмена любая из сторон спора вправе обра титься в суд после вступления решения в силу. Если организация оспаривает решение омбудсмена в суде и проигры вает, суддополнительно выносит реше ние о взыскании с финорганизации в пользу потребителя пятидесяти про центов штрафа от суммы удовлетво рённой претензии. - Если обращения граж дан рассмотрят бесплатно, то кто тогда заплатит за рабо ту финомбудсмена? - На первом этапе, пока формируется институт финансового уполномоченно го, расходы берёт на себя Банк России. Затем источником финансирования ста нут взносы финансовых организаций, размер которых будет зависеть от числа проигранных споров, полноты и свое временности исполнения решений. Итоговую формулу расчёта определит совет Службы финансового уполномо ченного, она будет опубликована позже. Финансовые организации, которые урегулируют разногласия с потребите лем до его обращения к омбудсмену или до вынесения решения, освободят от платы за рассмотрение спора или её сократят до минимума. ЖАЛОБЫ ЖИТЕЛЕЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЕМЬ МЕСЯЦЕВ 2018 ГОДА Жалобы по ОСАГО. Из них 4 0 9 - на неверное начисление КМБ Навязывание дополнительных услуг при заключении договора Проблемы с погашением (потребительское кредитование) 56 ; Всего поступило в Банк России за семь месяцев 2018 года от жителей Липецкой области 1 5 3 8 жалоб ►► в т е м у - А если решение финомбудсмена проиг норируют? Кто заставит участник а фи нансового рынка всё-таки исполнять его указание? - Втаком случае уполномоченный уве домляет об этом Банк России и выдаёт специальное удостоверение (аналог ис- Как к оролевск ие люди « переш ли» на сторону простых граж дан? Русский язык сегодня изобилует заимствованиями, и мы порой с трудом пробираемся через «менталитеты», «консорциумы», «коворкинги», «коучи» О мбудсмен - слово, пришедшее в мировую практику из Швеции. Ombudsman - представитель чьих- либо интересов, независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан в той или иной плоскости - в бизнесе, в охране прав детей... Теперь такой радетель появился в финансовой сфере - финансовый омбудсмен. Он будет помогать разрешать во внесудебном порядке споры между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами. Кстати, в средневековом шведском языке слово «ombud» означало силу и авторитет. Так вот очень часто король посылал к шведам своего «ombud» - посла или делегата, - чтобы он транслировал народу его королевскую волю. В средневековье в германских племенах омбудсменами называли людей, которые собирали штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Со временем всё «королевское», не считая процесса назначения, от омбудсмена отпало, и он стал простым защитником прав людей. Впервые должность омбудсмена была учреждена в Швеции в 1809 году. Это был особый парламентский комиссар, надзиравший за судами и другими органами власти в плане соблюдения законодательных актов. В 1919 году подобный институт ввела у себя в стране Финляндия. Это были попытки одиночек, а вот после второй мировой войны их примеру последовали многие страны Северной Европы, Норвегия, Дания, Новая Зеландия, Польша. В казалось бы продвинутой Англии институт финансового омбудсмена существует, законом закрепили только в 2000-м году, хотя существовал он с 1981 года. В Великобритании банки, для того чтобы работать с розничными клиентами, обязаны предоставить им возможность решать споры во внесудебном порядке. Представьте себе, в год к английскому омбудсмену поступает до одного миллиона обращений - и это речь идёт о законопослушной стране. Только в колл- центре Великобритании работает более ста человек. Бюджет для содержания такого штата сотрудников складывается из членских взносов, которые английские банки платят пропорционально количеству открытых счетов, а также платы за каждую поступившую жалобу - пятьсот фунтов. № 38 (524), 17 - 23 сентябся 2018 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz